Михаил Леонтьев, ведущий программы «Однако» (Первый канал):
Долгосрочной кампанией по улучшению имиджа России является укрепление экономической и военно-политической мощи страны. Никакие долгосрочные кампании в отсутствие этого фактора невозможны - это будет лишь «пилежка» бюджета.
Далее - нам нужно понять, кому мы хотим нравиться: врагам или друзьям? Или нейтральной публике? Но нейтральной публика не бывает, ее заряжают либо враги, либо друзья. Самым лучшим имиджмейкером России, который очень нравился нашим врагам, был Михаил Сергеевич Горбачев. Можно пойти по этому пути, но тогда придется нанести стране дальнейшие увечья, после которых она не выживет, потому что предыдущий имиджмейкер проделал уже достаточную работу. Для того же, чтобы нравиться друзьям, которых мало, страна должна иметь возможность сдерживать, а зачастую и уничтожать своих врагов. Вот и весь имидж.
У меня всегда возникает подозрение, что большая часть наших имиджмейкеров хочет укрепить образ России, как «доступной, надежной, очень симпатичной и техничной проститутки». Это такой коммерческий, ликвидный имидж. Но он противоречит в значительной степени нынешней политике российской власти. Поэтому получается, что власть как бы портит всю работу добросовестных и талантливых имиджмейкеров.
Влияет ли имидж сколько-нибудь серьезно на жизнь государства? Если иметь в виду влияние на инвестиционный рейтинг, то влияет. Если иметь в виду возможность заключения политических союзов или политико-экономических альянсов - тоже влияет. Влияет, и если речь идет о том, чтобы не ругали и не выдумывали глупости в прессе про страну (есть страны, которые легко обвинить в том, что они убили Политковскую и Литвиненко, а есть страны, которые в этом обвинить невозможно).
Что такое имидж? Он зачастую заменяет здравый смысл. Есть страны, у которых хороший имидж. Если вы хотите принимать туристов, он вам необходим. Имидж вообще очень важен. Весь вопрос в том, какой ценой вы хотите его получить и для каких целей.
Проституция - это очень хорошая и достойная профессия, которой сложно заниматься, в ней высокая конкуренция, и нужен имидж. Если вы хотите увеличить продажи в области экономической, политической и геополитической проституции, то тогда ситуация вообще однонаправленная, там нет никаких ограничителей. Если у вас есть какие-то ограничители, если вы собираетесь заниматься чем-то другим, кроме экспорта нефти и девочек, то, наверное, в определенный момент имидж вообще не важен.
И на самом деле такой проблемы вообще не существует. У нас такое количество проблем структурного, политического и содержательного характера, что проблема имиджа перед нами не стоит. Предположим, у вас тяжелое, хроническое, но излечимое заболевание, вы находитесь в больнице в реанимации - думаете ли вы в этот момент об имидже?
Не нужно этим заниматься, это совершенно лишнее. Если вы не делаете политических глупостей, то не надо их потом за деньги исправлять, нанимая крупные, работающие на твоего политического противника политтехнологические компании. Если мы сами предаем себя, например, в отношениях с Грузией, потом нам нужно нанимать американскую компанию, которая представит нашу глупость, засранство и предательство в качестве хорошей политики. Нужно будет заплатить ей большие деньги, скорей всего она не справится, но отчетность можно подправить.