Михаил Леонтьев, ведущий программы «Однако» (Первый канал):
Ничего необычного и сенсационного в последних перестановках внутри российского кабинета министров нет. Эти перестановки абсолютно естественны.
Начнем с Сергея Иванова. В последнее время он курировал ВПК, и - в рамках этого - смежные гражданские проекты, но их нельзя курировать отдельно. Вообще необходимость появления вице-премьера по ВПК возникла тогда, когда возник большой гособоронзаказ. Сейчас у нас появляются достаточно объемные инвестиционные проекты в области гражданских отраслей. У нас появляются и бюджетные деньги на это, и появляется, какая никакая, промышленная политика - то, чего мы столько лет дожидались. В итоге все равно то, чем занимался Иванов, та же самая военно-промышленная комиссия, касалось в большей степени не военных отраслей, а целых промышленных кластеров.
Мы не можем сохранить в достаточных для России масштабах военное производство, которое нам необходимо для того, чтобы осуществлять безопасность, если мы не реанимируем погибающие отрасли гражданского машиностроения. Мы не сможем сохранить авиапром, если у нас не будет гражданского авиапрома. Мы не можем сохранить военное судостроение, и, в конце концов, мы не сможем выполнить даже программу вооружений, если умрет отечественное судостроение. Это естественные вещи.
Что касается Нарышкина - я не знаю, почему именно он, но я абсолютно уверен, что он очень профессиональный администратор. А насколько он сможет курировать внешнеэкономическую деятельность - посмотрим. Но на самом деле, если мы посмотрим на внешнеэкономическую деятельность России, у нас хотя бы в цифрах успехи в отношениях с дальним зарубежьем огромные. Мы вообще этим живем. (Может быть, кого-то не устраивает структура, но успехи колоссальные.)
В то же время внешнеэкономические связи со странами СНГ просто вымирают. Это рынок, на котором мы недавно доминировали - сейчас нас там почти нет. Там везде отрицательная динамика. Это вопрос и экономический - это наши естественные рынки, и политический - понятно, что им надо сейчас заниматься. Это очень важно.
Еще одного назначенца, Сердюкова, я не знаю, и могу судить только по биографии. Это первый действительно гражданский министр. Но ничего в этом ни дикого, ни удивительного не вижу. Кроме одного - очевидно, если предполагается, что министр будет совсем гражданский, значит, управление вооруженными силами (боевая подготовка, и все, что связано именно с армией, а не с политикой в области строительства армии, перевооружения, и так далее) переходит к Генштабу. Но это - мировая практика. У нас была традиция. Но намерение поломать эту традицию было декларировано довольно давно, и постепенно осуществлялось.