Дмитрий Елькин, директор Нижегородского филиала Института национальной стратегии:
В реальности ультиматум, выдвинутый «Единой Россией» в адрес министра Зурабова, конечно, таковым не является, потому что даже сама форма, в которой прозвучали эти заявления, меньше всего подходит для ультиматума. Зурабову было предложено либо представить некий план (что уже само по себе странное требование, этих планов - разной степени качества - может быть сколько угодно), либо добровольно уйти в отставку. Никаких мер, которые предпримет «Единая Россия» в случае, если Зурабов не сделает ни того, ни другого озвучено не было.
Поэтому заявление единороссов - это чисто пиаровская акция, которая призвана решить две задачи. Во-первых, она должна дать «Единой России», якобы противостоящей непопулярному министру, возможность заработать политические очки. Во-вторых, «Единая Россия» фактически дает этим ультиматумом Зурабову возможность совершить какое-то действие, которое может быть расценено, как положительный шаг: например, представить план (который в действительности никакого реального значения не имеет). То есть в очередной подыгрывает президенту и правительству.
Зурабов - это важный человек в нынешнем правительстве, и непотопляемость его объясняется тем же, чем и непотопляемость Кудрина и Грефа - это люди, которые давно работают с президентом, которых он хорошо знает, которые являются важными элементами системы сдержек и противовесов, с помощью которой Владимир Путин поддерживает баланс сил между различными группировками в Кремле. Кроме того, Зурабов - это человек, который согласен брать на себя основную долю негатива за те по-настоящему антинародные реформы, которые осуществляются не только им, которые являются осознанным политическим курсом существующего режима.
Возможность изменений в ведомстве Зурабова не связана напрямую с его отставкой. Страна находится накануне выборов, и с ними могут быть связаны любые изменения. В том числе, может произойти отставка Зурабова, или он может остаться на своем месте. Или в период до выборов Министерство здравоохранения и социального развития начнет работать концептуально иначе. Или политтехнологическими средствами может быть изменено позиционирование этого ведомства. Все это может произойти, но это зависит не от того, что происходит с Зурабовым, а от того какие концепции будет реализовывать Кремль в предвыборный период.
Любые изменения, которые произойдут, не будут стратегическими для этого режима. Если режим сумеет сохранить себя, то курс, который проводит Зурабов, может проводить с равным успехом, как он, так и другой человек.
Но то, что будет происходить с министерством в ближайшее время, так или иначе, будет связано с выборами.