Дмитрий Бадовский, политолог, эксперт Института социальных систем МГУ:
Предстоящему посланию Путина Федеральному собранию придается особый статус, поскольку предполагается, что оно является для президента последним, хотя я в этом не совсем уверен. Я не исключаю, что в начале 2008 года может быть еще одно обращение Путина.
Мы помним, что в прошлом году в ГД РФ фигурировал законопроект, в соответствии с которым должен был быть установлен срок проведения выступления президента с посланиями к Федеральному собранию. Предполагалось, что это должен был быть февраль, и если этот законопроект все-таки будет реанимирован, то не исключено, что мы в феврале следующего года – прямо на кануне президентских выборов – услышим еще одно послание.
Но, тем не менее, это послание Путина рассматривается всеми как завершающее и, возможно, последнее. Я не думаю, что оно будет жестко выстроено вокруг этой идеи, поскольку президент явно не собирается 25 апреля прощаться. Ясно, что еще почти год он будет руководить страной. Но все же видно, что это будет послание не ежегодного масштаба. Скорее всего, будет достаточно большое внимание уделено обобщающему подведению итогов предшествующих семи лет правления Путина. Одновременно будут обозначены задачи перехода к долгосрочному планированию развития страны, обозначены приоритеты развития на перспективу 10-15 лет.
Мы эту логику уже недавно видели в бюджетном послании президента, где она была зафиксирована применительно к бюджетно-финансовой сфере. Я думаю, что в этом смысле обобщающее подведение итогов, обозначение ключевых направлений развития и формулирование задач на долгосрочную перспективу развития страны на одно-два десятилетия – это та формула, которая будет и в предстоящем послании.
При этом некоторые приоритеты достаточно очевидны. Будет сохраняться акцент на демографическую программу, будут сформулированы дополнительные задачи по этому направлению, то есть демографический проект остается ключевым. Второй серьезный блок вопросов - о том, что связано с диверсификацией экономики, инновационным развитием реального сектора экономики. В смысловом плане этот раздел должен стать центральным, ударным. Здесь будет много инициатив, предложений, программ развития, в том числе с выделением приоритетных отраслей и т.д.
Плюс к этому, президент не сможет обойти и обязательно уделит внимание теме предстоящих выборов, и парламентских, и президентских. Но, опять же, не столько в контексте разговора про эти выборы, сколько разговора про преемственность власти, необходимость обеспечения проведения этих выборов в рамках концепции преемственности власти, сохранения политической стабильности и обеспечения эффективности работы власти на предстоящий период по реализации всех приоритетов социально-экономического развития.
Поэтому я думаю, что про выборы, про партийную систему и ее дальнейшее развитие, про отношения центра с регионами, задачи повышения качества государственного управления будет достаточно много сказано.
Плюс внешнеполитический блок. Достаточно очевидно, что мюнхенская речь в этом смысле была достаточно важным сигналом. Я думаю, президент обязательно подведет итоги во внешней политике прошлого года, когда Россия председательствовала в «восьмерке». Будут развиты тезисы мюнхенской речи.
Формулирование долгосрочных системных ориентиров российской внешней политики и вообще тема укрепления роли России в современном мире будут тоже важными составляющими предстоящего послания.