Дмитрий Бадовский, политолог, эксперт Института социальных систем МГУ:
В Совете Федерации РФ разработана концепция законопроекта «О натурализации и гражданстве». Однако от концепции и до законопроекта, а тем более до принятия закона, - дистанция огромного размера, во время которой у нас часто все меняется до неузнаваемости. Но в то же время понятно, что разработка этого законопроекта может стать одной из достаточно громких политических тем предстоящей осени, и соответственно избирательной кампании в Думу. Это действительно вопрос информационно-политически значимый для общественного мнения.
Вообще тематика миграционной политики, особенно если развиваются какие-то инициативы, которые будут браться на вооружение политическими партиями в рамках своих кампаний, может стать одной из важнейших в избирательный период. Мы видим, что предпосылки для того, что здесь может развернуться, достаточно серьезные. Уже сейчас есть политическая борьба, политическая дискуссия, поскольку звучат совершенно разные позиции и оценки по поводу этой концепции и предстоящей разработки законопроекта.
На мой взгляд, здесь есть несколько важных моментов, на которые следовало бы обратить внимание. Прежде всего, миграционная политика является крайне сложным и комплексным вопросом и его ни в коем случае нельзя сводить к экономикоцентричной модели. Второй момент заключается в том, что именно вот эта экономикоцентричная модель в восприятии всей проблематики приводит к тому, что качели этой дискуссии постоянно колеблются, но в черно-белой гамме, когда периодически предлагается или в стратегическом плане сделать однозначную всепоглощающую ставку на миграционную политику и миграционное замещение демографических проблем в развитии страны, или же, наоборот, происходит абсолютизация внутреннего потенциала и проводится жесткая установка на то, что миграция не является каким-либо существенным источником решения этих проблем, и, более того, представляет очень большую опасность.
Мне кажется, что такая структура дискуссии, в рамках которой не всегда, но очень часто происходит предельная поляризация позиций, на самом деле показывает, что обсуждение этой темы очень сильно политизировано и идеологизировано, с одной стороны, но с другой стороны дискуссия все время ведется преимущественно в русле экономикоцентричной модели. В этом смысле очень важно, чтобы возможное обсуждение этой законодательной инициативы, которая, на мой взгляд, на сегодняшний день еще очень сырая, проистекало в более спокойной и менее политизированной манере. Нужно пытаться рассматривать эти вопросы комплексно, потому что у нас, к сожалению, очень часто возникает желание найти решение одним махом. Но так не бывает. Поэтому, с одной стороны, нужно искать механизмы качественного отбора в рамках миграционной политики, формировать системы, которые позволят привлекать квалифицированные ресурсы. С другой стороны, не менее важная задача состоит в том, чтобы нормализовать ситуацию на внутрироссийском рынке труда, где миграционное давление создает диспропорцию.
Мы, конечно, можем попытаться сразу найти некое новое универсальное, якобы спасительное, решение, разработать законопроект. Но мы не решаем проблем, возникших вследствие запуска не доведенных до ума предыдущих инициатив. Мы пытаемся перейти к революционным инновациям, не проанализировав при этом итоги предыдущих реформ. Вспомним хотя бы программу о переселении соотечественников, которая не имеет внятных результатов. Нужно было попытаться в рамках этой программы отработать какие-то механизмы вместо того, чтобы перескакивать на новые инициативы.
У нас много примеров того, когда закрываются глаза на проблемы, что позволяет как бы начать все с начала, как бы перезапустить все процессы, не разобравшись толком в том, что делали до этого и почему не получилось.
Экономикоцентричный подход к проблемам миграционной политики действительно очень узкий, и опираться только на него при решении этих проблем и невозможно, и крайне недальновидно по той простой причине, что можно легко упустить вещи, которые имеют не меньшее, а то и большее значение. Действительно ключевой проблемой в стратегическом плане миграционной политики, и не только ее, но и социально-политического развития России, является крайне сложное на сегодняшний день переходное состояние, связанное с формированием единой национальной идентичности, единой гражданской нации в стране. В этом смысле совершенно очевидно, что без графитовых стержней национальной безопасности, связанных с формированием единой национальной гражданской идентичности, не могут быть, в конечном счете, удовлетворительно решены вопросы обеспечения единства, сохранения и укрепления российской государственности. Пути решения вопросов миграционной политики и адаптации должны быть системными.