Павел Святенков, политолог, член правления фонда «Институт развития»:
Я пока не видел полного текста разработанной в Совете Федерации концепции законопроекта «О натурализации и гражданстве», что немаловажно. Однако СМИ сообщили, что, в соответствии с этим законопроектом, во-первых, налог мигрантов будет снижен до уровня граждан России. Во-вторых, мигрантам будет предоставлено право голосовать на местных выборах.
Если правда то, что сообщили СМИ, если правда то, что мигрантам в соответствии с этим законопроектом предоставляются права, фактически равные правам граждан России, и при этом мигранты не будут нести тех обязанностей, которые несут граждане России (например, военная служба), - все это означает, что благодаря такому законодательству мигранты фактически станут в России привилегированным сословием.
Эта концепция есть издевательство над самой идеей российского гражданства. Это подрывает статус граждан России, потому что выходит, что при подобной постановке вопроса быть негражданином России, живущим на территории РФ, гораздо выгоднее, чем гражданином. То есть фактически эта концепция, в случае ее принятия, подорвет сам институт российской государственности через подрыв института российского гражданства.
Я полагаю, что в России нет дефицита трудовых ресурсов. Все эти россказни о дефиците трудовых ресурсов не подтверждаются никакими выкладками. Обычно говорят, что «трудолюбивые» мигранты идут работать на какие-то предприятия, однако мы этого не наблюдаем. Большая часть мигрантов из стран Средней Азии и Закавказья оседают в сфере торговли в крупных городах и никакими гастарбайтерами в значении «приглашенные рабочие» не становятся.
То есть все россказни о дефиците трудовых ресурсов и о том, что именно мигранты их восполнят, представляются, мягко говоря, недостоверными. Я уже не говорю о том, что в отношении Сибири и Дальнего Востока политика привлечения мигрантов означает просто китаизацию этих земель и потерю их Россией, что почему-то не учитывается.