Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии:
Главный результат саммита ШОС заключен в самом формате мероприятия, а именно в том, что приглашены в качестве наблюдателей Иран, Индия и Пакистан, тогда как США не участвуют даже в качестве наблюдателей. То есть ШОС совершенно отчетливо становится формой противодействия стран Центральной Азии и стран, граничащих с Центральной Азией, проникновению США, прежде всего, в прикаспийский регион, который является ключевой точкой и по отношению к Китаю, и по отношению к Ирану, и по отношению к России.
В последнее время влияние США в этом регионе идет на спад, по крайней мере, если сравнивать по строению с 2001-2002 годами, когда только были созданы военные базы и когда под эгидой победы американцев над талибаном США закрепились в этом регионе. Сегодня их влияние идет на спад и ШОС как раз является такой структурой по недопущению роста влияния Соединенных Штатов в регионе. Сейчас этот формат оформился достаточно четко.
На данный момент, более стратегических целей Организации не просматривается, но у нее есть одна «спящая» стратегическая цель, очень серьезная потенциально, - это противодействие исламизму. Пока сильного динамичного исламистского движения в Средней Азии не наблюдается, но если оно появится, то институты ШОС могут приобрести очень серьезный смысл. Любое государство, которое будет противостоять этому в одиночку, будет в известном смысле обречено на поражение. Даже не только по тому, что ему не хватит сил и средств, а по тому, что оно окажется в своего рода моральной изоляции. Противодействовать этой серьезной угрозе может только коалиция наиболее влиятельных в этом регионе государств. Но это, повторю, пока «спящая» стратегическая цель.
ШОС может превратиться в военную организацию «анти-НАТО», но только применительно к среднеазиатскому региону. Поскольку США действуют там без использования каких-то инструментов, то противостояние НАТО там не очень актуально.
Основная линия сотрудничества стран-участниц ШОС может быть по военно-политическому направлению. Потому что для экономического взаимодействия ШОС - абсолютно неправильная структура. Для этого нужно выстраивать совершенно отдельные отношения, по крайней мере, нам, со Средней Азией, с Китаем. И смешивать их нельзя ни в коем случае. А вот для военно-технической и политической компоненты ШОС является как раз удобным форматом.