Станислав Белковский, учредитель Института национальной стратегии:
Одним из знаковых событий уходящего года можно назвать назначение преемника Владимира Путина – Дмитрия Медведева, чем Путин еще раз подтвердил, что не останется у власти, и определил вектор дальнейшей эволюции властной системы в нынешней России. Путин четко продемонстрировал, что важнейшей задачей этой власти остается легализация политико-экономической элиты России и ее капиталов на Западе. Именно поэтому его выбор пал на Дмитрия Медведева, которого еще в 2005 году в качестве преемника рекомендовала семья ныне покойного Бориса Ельцина.
Год ознаменовался также полным крахом всех даже слабых демократических институтов России и фактически прекращением существования политической системы 90-х годов. Рухнули не только сами механизмы демократического воспроизводства власти, поскольку их крушение готовилось на протяжении последних десяти лет, но и основные политические субъекты, сформировавшиеся в 90-е годы, а именно КПРФ, ЛДПР и «Яблоко». Ясно, что эти политические силы решающей роли в судьбе страны играть не будут в силу того, что они оказались полностью вписаны в политическую систему, созданную Кремлем и перешли из области реальной политики в область бизнеса на политике. Поэтому пространство оппозиции оказалось полностью расчищено. Что же касается политических структур, связанных с властью, то их нельзя назвать классическими партиями. Это бюрократические и деловые клубы по интересам, которые существуют до тех пор, пока они обеспечивают определенный лоббистский ресурс в отношениях с властью.
Можно сказать, что в этом году Владимир Путин одержал большую победу как над Россией, так и над Западом, поскольку ему удалось ввести в заблуждение огромное количество людей, причем не только народ, но и элиты. Путин заставил весь мир обсуждать вопросы, ответы на которые не имеют существенного значения, в частности, кандидатуру своего преемника и свое собственное место в политической системе России после завершения второго срока его полномочий. Кроме того, Путин укрепил свой имидж государственника и борца за возрождение российской империи, что ни мало не соответствует его политической практике, однако эта мифология в 2007 году стала абсолютно устойчивой и все меньше подвергалась критике.
В целом, 2007 год показал, что уровень цинизма, апатии, автомизации российского общества достигли критических уровней, что, в принципе, не позволяет в условиях сегодняшней России реализовывать большие политические проекты и намечать ориентиры какой-то существенной мобилизации для реализации национальных задач. Это стало абсолютно очевидно и ясно именно в 2007 году. Мы подходим к финишу 2007 года с чувством глубокого пессимизма относительно и перспектив нынешнего политического режима, и России в целом, поскольку на фоне умирания старой политической элиты мы не видим никаких ростков новой элиты, способной взять на себя ответственность за страну в обозримом историческом будущем.
В следующем году чисто формально серьезным событием будут выборы президента. Ясно, что им станет Дмитрий Медведев. Ни на какие послабления, ни на какую оттепель, о которой сейчас много говорят, рассчитывать не приходится, поскольку Медведев будет продолжать политику закручивания гаек. В ряде вопросов он будет даже более жестким, чем его предшественник, поскольку, обладая имиджем либерала, он будет иметь определенный карт-бланш и от Запада, и от статусных российских либералов. Разгром остатков оппозиции и независимых СМИ будет проходить уже не под флагом имперского возрождения, а под знаменем борьбы за права человека и ограничения экстремистской деятельности в связи с необходимостью защиты прав человека и гражданской свобод в России. Это значит, что Медведев может пойти дальше Путина и у него будет больше запас прочности в репрессивных действиях против оппозиции и независимых СМИ.
Вместе с тем, следующая российская власть не сможет ответить на действительно серьезные вызовы, которые стоят перед страной, начиная с экономического кризиса и кончая ситуацией на Северном Кавказе. То, что нынешняя правящая элита не намерена делиться властью или воссоздавать некие институциональные механизмы обновления власти, может очень серьезно поколебать все здание российской государственности.