Дмитрий Бадовский, политолог, эксперт Института социальных систем МГУ:
Естественно, что ситуация с объявлением независимости Косова будет иметь достаточно долгосрочные системные последствия для мировой политики. Одновременно это во многом окажет влияние и на российскую внешнюю политику, и даже отчасти на политику внутреннюю.
Первое, что нужно здесь иметь в виду, – ситуация с Косово ставит под вопрос не только определенные принципы международного права, но фактически окончательно фиксирует системный кризис международных институтов, и прежде всего, ООН и инструменты Совета Безопасности ООН. Если раньше о неэффективности и кризисе ООН, как механизма согласования и урегулирования международных отношений, говорили и эта дискуссия шла уже давно и превратилась в общее место размышлений по поводу международной политики, то сам принцип верховенства механизмов ООН не ставился под вопрос. Даже в случае таких ситуаций, как например, иракский кризис. Механизмы и инструменты ООН рассматривались как не ставящиеся под сомнения с точки зрения того, что именно система ООН является определяющей в современном понимании систем международных отношений и международной безопасности.
Совершенно очевидно, что косовский кризис здесь принципиально меняет ситуацию и на сегодняшний день криз ООН из вялотекущей дискуссии о том, что он имеет место, в ближайшее время должен перейти в поиски новых инструментов и механизмов обеспечения международной безопасности. В этой связи я думаю, что нас ждет резкое усиление региональных систем международной безопасности. Понятно, что те же вопросы, которые ставит косовский кризис перед Европой, будут диктовать необходимость укрепления и обсуждения вопросов общеевропейской безопасности. Достаточно очевидно, что проблемы с непризнанными государствами на постсоветском пространстве точно так же будут усиливать роль региональных международных структур, включая СНГ и ШОС (имея в виду в том числе единство позиций России и Китая по вопросу Косово).
Поэтому я думаю, что неизбежна резкая активизация дискуссий по поводу расширения «восьмерки». Опять же, если раньше эта дискуссия носила больше отвлеченно-теоретический характер и рассмотрение различных планов, идей и предложений, то не исключено, что уже на ближайшем саммите в Японии этот вопрос попадет в полуофициальное обсуждение.
В принципе, второй ключевой момент, который касается непосредственно России, включая и внешний и внутриполитический аспект, состоит в том, что признание независимости Косова и порождаемые этим и краткосрочные, и среднесрочные последствия, приходятся на тот период, когда в России происходит смена власти. Фактически речь идет о том, что эффекты Косово в международной политике и в системе международных отношений будут одним из первых серьезных вызовов и вопросов, с которым в качестве президента страны столкнется через несколько месяцев Дмитрий Медведев.
Одновременно это очень серьезный вызов и проверка на прочность новой конструкции российской власти, которая будет сформирована. До этого все прекрасно понимали, что как только в России произойдет смена власти и будет сформирована новая конфигурация власти, основанная на тандеме Медведева и Путина, эта конструкция будет тестироваться различными мировыми силами, заинтересованными в том, чтобы понять, как эта новая конфигурация работает, как она функционирует, какое там реальное распределение функции ролей с точки зрения формирования и реализации внешней политики России. Понятно было и то, что 2008 год в любом случае будет для российской внешней политики достаточно своеобразным и по-своему сложным.
Это было понятно заранее, но теперь ко всему к этому еще и добавляются эффекты Косово, которые будут в течение всего 2008 года лишь усиливать эту ситуацию. И для Медведева, и для новой конструкции российской власти с внешнеполитической точки зрения 2008 год представляет серьезный вызов и проверку на прочность.