Владимир Голышев, главный редактор «Назлобу.Ру»:
Пензенские затворники не представляют из себя ничего особенного. Причина их затворничества заключается в следующем: они относятся к группе православных христиан, которые очень буквально и с прямыми для себя последствиями приняли некоторые положения «Апокалипсиса» Иоанна Богослова. В частности, те строки, которые связаны с последними временами, с числом зверя и с невозможностью для верующих в Христа людей в последние времена покупать даже продукты питания, не соприкоснувшись с числом зверя – 666.
Около 10 лет назад эта тема очень волновала церковный народ. Во всех приходах это была крайне обсуждаемая тема. Связана она была с введением неких идентификационных номеров. Впервые штрих-коды накладывались не на товар, а на человека. Органы, которые собирались использовать идентификационные номера, подменяли имя человека, которое давалось ему при крещении. Это обстоятельство очень сильно возбудило православную среду. Возникли довольно влиятельные и активные на тот момент общественные движения. С одним из них я сотрудничал – это движение «За право жить без ИНН». Я работал в газете «Завтра» и был на самом острие информационной кампании, которая зародилась в церковном народе.
Очень хорошо проработав этот вопрос, я могу вам заявить со всей ответственностью: безусловно, все до единого штрих-коды содержат вышеназванные три шестерки, потому что таковыми являются сами технические параметры штрих-кода. Как это случилось: чей-то злой умысел, простое совпадение? Это не имеет ни малейшего значения, но факт остается фактом – в любом штрих-коде присутствуют три шестерки. Это реальный математический факт.
Дальше возникает вопрос, какие выводы нужно делать. Церковный народ тогда очень волновался и нуждался в ясной четкой позиции церкви на этот счет. Народу требовалось объяснить, что это означает. Мы выяснили такую дикую вещь: три шестерки присутствуют практически в любом товаре, который сейчас продается. Может, нам нельзя всем этим оскверняться, может, нам уйти в леса и жить натуральным хозяйством? Мы же верные христиане, а тут число Антихриста. А если нет, то почему? Церковь тогда уклонилась от ответа. Вместо этого, очень боясь неудовольствия власти, при которой проект введения идентификационных номеров очень интенсивно продвигался, церковь просто осудила людей, которые этой темой занимались, заставила заткнуться уважаемых духовников вроде Кирилла Павлова и других, которые относились к этой проблеме очень серьезно.
В итоге люди фактически разделились на две части. Первые просто перестали интересоваться этим вопросом. Церковь велела не обращать внимания, этого не объяснить. Ну вот они и не обращают внимания. Вторые, не имея ответа от священноначалия, дали его самостоятельно, как Петр Кузнецов. Кузнецов - обычный верующий православный христианин, который, не имея внятного и четкого ответа от священноначалия, стал давать этот ответ сам: да, здесь мы будем жить во зле, да, все что сделано вокруг человеческими руками, что продается в магазинах, несет на себе печать Антихриста, и истинно верующий во Христа человек должен от всего этого отвернуться и жить изолированно.
Они пытались жить на поверхности и выкупили чуть ли не целый поселок. Но, судя по всему, это было невозможно, видимо, их окончательно доняли местные власти. Они же не от хорошей жизни полезли под землю. Цель у них была простая – жить натуральным хозяйством, не соприкасаясь ни с какими государственными структурами, они даже от электричества отказались, полагая, что на всем этом лежит печать Антихриста, которой касаться православному христианину не нужно. К такому их фанатизму можно относиться как угодно. Я, например, его не разделяю совершенно. Но они имеют законное право быть такими фанатиками. Они имеют право на мировоззрение и имеют право на жизнь в соответствии с этим мировоззрением. Поэтому ничего страшного они не совершили – ни тем, что они собрались жить в этой деревне тем образом, каким они считали нужным для себя жить, ни тем, что когда их окончательно доняли, они построили себе пещеры по образцу первых христиан в римских катакомбах или святых отцов Псковской или Киевской Печерской Лавры.
В чем разница между пензенскими затворниками и монахами Киево-Печерской Лавры или первыми христианами, которые прятались от гонений Нерона в Риме? Я, честно говоря, никакой разницы не могу увидеть, и ее в принципе нет. Людей травили, как бешеных животных, от них требовали, чтобы они вышли. Сейчас им приписывают, что они заморили там двух женщин. Если эти женщины там умерли, то это случилось по той простой причине, что они не имели возможности подниматься, выходить, заходить, не давая никому в этом отчета: ни попам, ни психиатрам-психам (потому что психиатры, которые занимаются тем, чем они там занимаются, это буйнопомешанные психи, их надо самих изолировать от общества), ни ментам, ни местному начальству, ни телевизионщикам, никому. Человек не должен им давать отчета, почему он забрался под землю и живет там, почему он вышел на поверхность. Это никого не касается. То безобразие, которое происходило вокруг этих несчастных людей, - это довольно тяжелый диагноз не только государственной машине (ей диагноз ставить не нужно, она давно продиагностирована), но и обществу.
Какой-нибудь длинногривый урод по телевизору смеет называть этих людей сектантами, неправославными. Он что, ненормальный? Какие сектанты? Как можно назвать этих людей неправославными? Речь идет о довольно тривиальной вещи, которая во всем мире, во всех религиях присутствует: речь идет о людях, имеющих крайние взгляды. Никому не придет в голову индусского йога, который живет в выкопанной собственными руками пещере, считать психом. Это просто крайнее проявление той или иной религиозной доктрины. Он сам распоряжается своей жизнью: он может не стричься, не есть, жить в дупле или горе. Смешно то обстоятельство, что люди, называющие себя христианами, говорят о пензенских затворниках как о чем-то из ряда вон выходящем. Помилуйте, откройте жития святых и почитайте: жития первых веков христианства, жития русских святых. Вы обнаружите людей, чей жизненный путь и быт полностью повторяет жизнь Петра Кузнецова и его единомышленников. На них тоже можно посмотреть глазами психической патологии. Возьмите любого святого и взгляните на него таким же недобрым взглядом, каким сейчас смотрят на Петра Кузнецова. Вы обнаружите дикие вещи. Вам просто нужно будет все церкви порушить, потому что они посвящены идиотам и психам.
Вообще, любое горячее религиозное чувство может быть истолковано как психическая патология, а может быть истолковано иначе. Все зависит от того, кто на это смотрит.
Людей, которые таким образом истолковывают наличие трех шестерок в штрих-коде и некоторые другие обстоятельства, напоминающие о последних временах и соответствующие пророчеству Апокалипсиса, навалом во всем мире, и Россия не является чем-то уникальным. В той же самой Америке существуют целые поселения людей, которые отказываются каким-то образом соотноситься с государством, отказываются брать у него деньги, получать номер и карточку с социальным страхованием, отдавать своих детей в школу. Они на правах собственности обладают землей и на этой земле живут своим уставом.
То же самое можно сказать и про другие страны – такие общины есть и в Европе, и в Канаде, и в Австралии. Во всех нормальных уголках света люди, имеющие подобные, пускай даже очень экстравагантные, взгляды, спокойно могут их исповедовать и жить тем уставом, которым они считают нужным жить, если тем самым они не нарушают законные права окружающих. Никакие законные права сторонниками Петра Кузнецова нарушены не были. И то остервенение, которое они вызвали у власти и всех структур, которые с этой властью смежны, включая РПЦ, связано только с одним: они продемонстрировали довольно впечатляющий пример того, что человек сам отвечает за свою судьбу, что он, в конечном счете, способен сам решить, где и как ему жить, по какому уставу, какого мировоззрения придерживаться, что он обязан делать и чего не обязан.
Люди фактически вычеркнули себя из жизни социума, в какой-то степени тем самым в их собственных глазах они зачеркнули Кремль, ментов, РПЦ, местные власти, всю потребительскую культуру, которую нам старательно пытаются навязать в качестве идола. Им придали тленный статус, и это настолько было очевидно, это был настолько яркий прецедент, что носители власти перепугались не на шутку, и совершенно справедливо перепугались. Потому что такой прецедент в каком-то смысле любому непредвзятому наблюдателю способен взорвать мозг, способен заставить увидеть вещи совсем не так, как мы привыкли. Люди же все находятся в той или иной степени под гипнозом навязанных моделей поведения, под гипнозом того, что можно и что нельзя. Мне, например, очень сложно себе представить, что я не отдам своего ребенка в школу. Смогу ли я даже допускать такую мысль? А можно, оказывается, и не отдать в школу. Можно не заплатить налоги и спать спокойно. Можно отказаться от комфорта и в соответствии со своими убеждениями вырыть себе пещеру и жить там со своими единомышленниками. Все это можно. Человек на все это имеет богом данное право и свободу воли.
Что касается конкретно этих людей, то остается только за них переживать, но ничего хорошего будущее для них не готовит. Безусловно, они будут заклеймены как носители психической патологии. Это абсолютно нормальные люди (я, слава богу, знаю среду людей, которые всерьез относились к теме ИНН и штрих-кодов). Не было никаких причин за все время этой эпопеи сомневаться, что это нормальные, здравомыслящие люди, а не какие-нибудь со съехавшей крышей. В те моменты, когда они что-то говорили на камеру, или их показывали, была слышна их речь, было очевидно, что эти люди понормальнее тех, что стоят на поверхности. Теперь их, конечно, обзовут психами, навешают на них какие-нибудь существующие или несуществующие смерти. Если все это «утка» насчет того, что кто-то умер, находясь в их затворе, значит, мертвецов придумают. В общем, попытаются нас убедить в том, что это была такая страшная ситуация, от которой замечательные власти при содействии РПЦ спасли несчастных людей, завлеченных какими-то опасными сектантскими вероучителями.
От нас эта ситуация требует сделать собственную оценку и не покупаться на официоз. То, что нам скажет официоз, все будет ложью – от первого до последнего слова. А для РПЦ это – в принципе такой звоночек, который лишний раз напоминает, что невозможно не выработать позицию по тому вопросу, который церковная мера считает важным, избежав последствий. Последствия потом, как торфяной пожар, покажутся в том месте, где не ожидали. И можно сколько угодно этих людей обзывать сектантами, но так или иначе, кто знает, сколько еще таких Петров Кузнецовых, не получив ответа от РПЦ, сделали такие же выводы и сейчас роют свои землянки в других уголках России.