Станислав Белковский, учредитель Института национальной стратегии:
Правительство Виктора Зубкова достаточно успешно справилось с двумя основными функциями, возложенными на него президентом Владимиром Путиным. Во-первых, оно максимально затормозило процессы принятия решений в системе исполнительной власти - и тем самым процесс разложения и распада самых различных структур российского государства. Во-вторых, правительственный кабинет Зубкова провел всю подготовительную работу по созданию госкорпораций в форме некоммерческого партнерства, которым фактически делегирована функция отраслевых министерств, не входящих в состав правительства и не подчиняющихся исполнительной власти. То есть, по трансформации вертикали власти в горизонталь.
Каких-либо серьезных проблем кабинету Зубкова решить не удалось, в том числе, проблем с ростом цен на продовольствие и кризисом в банковской сфере. Однако кабинет Зубкова не мог их решить по определению, поскольку для этого нужны системные масштабные реформы, а на это российская правящая элита не готова ни психологически, ни технологически. И здесь, естественно, от чиновника Зубкова почти ничего не зависело. Думаю, что когда Путин назначал Зубкова премьером, он хотел видеть во главе правительства типично советского функционера, который не будет иметь ярко выраженных бизнес-интересов и будет действовать в рамках некой общей логики, задаваемой президентом. В этом смысле назначение Зубкова себя оправдало, и можно похвалить престарелого бюрократа за то, что он не обманул ожиданий человека, который назначил его на этот пост.
Перед исполнительной властью России в целом стоит задача масштабной модернизации. Эта задача стояла и восемь лет назад, и в этом смысле за восемь путинских лет не сделано ничего. То есть, эти два президентских срока смело можно назвать периодом упущенных возможностей. Сейчас модернизацию фактически надо начинать с нуля в гораздо худших стартовых условиях, нежели те, что были в 2000 году. Однако никакого понимания проблемы модернизации в целом, ее необходимости у правящей элиты, и в частности, у Владимира Путина, нет. В конце концов, само по себе правительство никогда не было самостоятельным органом. Оно лишь было и остается звеном в президентской вертикали, а в нынешней ситуации, когда в результате ряда последовательных действий уходящей власти правительство лишилось части полномочий (некоторые полномочия перешли к госкорпорациям, некоторые – к региональным властям и т.д.), функция и роль правительства станет еще ниже. Ожидать какого-то прорыва от этого правительства не приходится.