Дмитрий Бадовский, политолог, эксперт Института социальных систем МГУ:
Сегодня мы имеем дело не с формированием нового правительства, а с более масштабным решением - с выстраиванием новой логики и модели взаимодействия президентского модуля управления, правительства и законодательной власти. Принятые решения – и структурные, и кадровые – не ограничиваются только логикой реформирования кабинета. Конечно, в том, что касается самого правительства, для Путина ключевая задача – повысить эффективность и дееспособность правительства плюс перестроить его работу на тех принципах, которые новому премьеру понятны и на которых он работал с Администрацией и президентским модулем управления, пока был президентом. Правительство у нас всегда работало несколько по-другому, и Путин сейчас перенастраивает правительство под свой стиль, под путинскую аппартно-политическую логику. Отсюда появление вице-премьерского блока с четкой персональной ответственностью по ключевым направлениям плюс частичная ликвидация федеральных агентств, для того чтобы максимально сократить возможности долгих согласований вопросов, которые свойственны для правительства.
Мы видим, что достаточно серьезные назначения произошли именно в вице-премьерском блоке. Там появились представители команды Путина, ключевые фигуры его Администрации, которые очень хорошо понимают то, как работает Путин, и то, как он хочет перестроить работу правительства. Путин будет опираться, прежде всего, на вице-премьерский блок. Но еще раз говорю, что сейчас происходит простройка сквозной логики взаимодействия Администрации, правительства и даже Думы и простройка сквозной команды, некой амальгамы, когда не будет так, что, например, люди Медведева концентрируются только в Администрации, люди Путина – в правительстве и т.д.
Здесь наиболее показателен размен Нарышкин - Собянин. При этом важно, что Собянин, переходя на пост главы аппарата и вице-премьера, еще будет курировать законотворческую деятельность, то есть, де-факто в том числе и связи с Госдумой. А в силу партийного статуса Путина в значительной степени будет, опять же с точки зрения законотворчества и взаимодействия с Думой, еще и обеспечивать функциональную взаимосвязь «Единой России» и комитетов Госдумы. Здесь выстраивается более тесная связка. Хотя одновременно аналогичные задачи и функции по своему блоку и направлению будут и у Администрации президента.
Плюс, наконец-то назначен секретарь Совета безопасности, и понятно, что в значительной степени взаимодействие Путина и Медведева по силовому блоку, по выстраиванию силовых структур будет сконцентрировано на площадке Совбеза как коллективного органа обсуждения, принятия решений, согласования позиций, в том числе, кадровых вопросов.