Станислав Белковский, учредитель Института национальной стратегии:
Состав Совета безопасности – это технический вопрос. Не нужно переоценивать его политического значения, поскольку СБ фактически не является властным органом и его политический вес, а также политический вес его секретаря зависит только от личных отношений между секретарем Совбеза и президентом страны. Поэтому исчезновение из СБ Сергея Иванова и Виктора Зубкова связано с тем, что эти чиновники представляют собой уходящие натуры. Сергей Иванов – бывший кандидат в президенты и преемники Путина, который уже президентом и преемником совершенно очевидно не станет. Примерно в таком же статусе пребывает и Виктор Зубков. В этом смысле не нужно было вводить их в состав Совбеза.
Те люди, которые вошли в Совбез, выполняют определенные технические функции, в основном поставки информации новому президенту относительно тех или иных проблем. На основании этой информации президент будет принимать соответствующие решения.
В любом случае я считаю, что ажиотаж вокруг Совета безопасности, который сегодня присутствует в СМИ, несколько не соответствует реальному статусу этого органа в системе государственной власти России. То есть, в составе Совбеза мог оказаться кто угодно, а могло и не оказаться кого угодно – на распределении функций и обязанностей в вертикали власти это практически никак не сказывается.
Свое главное поражение Иванов потерпел еще 12 сентября 2007 года, когда вопреки ожиданиям он не стал премьер-министром, а соответственно его шансы стать преемником сразу уменьшились на два порядка. Все, что произошло с ним после этого, - закономерное следствие эффекта 12 сентября. Поэтому я считаю, что после того основного принципиального кровавого поражения он уже ничего серьезно не проиграл.
Сергей Иванов не политик – это аналитик, работавший во внешней разведке, вознесенный кремлевской психологической машиной до масштабов крупного политика. Судьба Иванова показывает, насколько быстро сдувается та или иная фигура, как только она лишается кремлевской поддержки и легитимного статуса, который дает Кремль. Что еще раз подчеркивается, что сегодняшний политический режим ни в коей мере не является персонолистским, это традиционный российский монархический режим. С Дмитрием Медведевым случилось бы то же самое, что случилось сегодня с Ивановым, если бы он не стал преемником Путина. Никакого постоянного места в политической системе России все эти персонажи не имеют.
Со временем Иванов получит аппаратные компенсации, место, достаточно теплое по формальному рангу и не сопряженное никакими реальными властными полномочиями, дабы оправдать демонстративное унижение, которое Иванов потерпел от Владимира Путина на протяжении последних шести месяцев.