Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций:
Решение о выводе российских воск с территории Грузии, исключая Абхазию и Южную Осетию, и о том, что Евросоюз станет гарантом безопасности в регионе, очень логично. С одной стороны, это позволяет России гарантировать ненападение на эти республики, поскольку вряд ли грузинские войска нападут на российские. А для миротворцев ЕС пропустить через свои ряды потенциально наступающие грузинские части равно потере лица. Поэтому я думаю, что будет осуществляться реальное гарантирование безопасности. При этом ясно, что какая бы позитивная риторика в отношении Грузии ни звучала со стороны Евросоюза, именно такая модель означает сдерживание Грузии. То есть факторами сдерживания выступают и российские войска в Абхазии и Южной Осетии, и европейские миротворцы по границам этих территорий.
Острая фаза конфликта совершенно очевидно завершается. Естественно будет еще достаточно долгий процесс урегулирования, но острая фаза прошла. Мир принял тот факт, что Абхазия и Южная Осетия де-факто а возможно и де-юре не будут входить в состав Грузии. Еще раз подчеркну, что те меры, которые предпринимаются, фактически направлены на сдерживание Грузии, потому что о введении какого-то европейского контингента на территорию Абхазии и Южной Осетии речи не идет. Речь идет об их нахождении в Грузии, и это принципиально меняет ситуацию.
Конечно сторонников независимости Абхазии и Южной Осетии будет больше, о чем и говорил Медведев. Что играет на повышение статуса той или иной вновь появившейся страны? Консерватизм этого статуса. Если долгие годы эти страны будут существовать как независимые, то и де-факто к ним будут относиться как к независимым, и постепенно будет расти число юридически признавших. Но даже если формального признания не будет, то во всяком случае будут устанавливаться экономические отношения или взаимодействие на уровне временных поверенных, а это будет означать, что эти территории будут существовать фактически в формате независимых государств.