Леонтий Бызов, старший научный сотрудник Института социологии РАН:
Обращает на себя внимание тот факт, что на 60-70% будущая администрация Барака Обамы будет состоять из людей команды Клинтона. Это лишний раз подтверждает выдвижение кандидатуры Хиллари Клинтон на пост госсекретаря. Такой подбор кандидатов в будущую администрацию говорит о том, что Обама, несмотря на свою триумфальную избирательную кампанию, - новичок в американской политике и своих людей у него, как оказалось, не так много. В какой-то степени это отступление назад, потому что далеко не все американцы были довольны правлением Клинтона и сама Хиллари Клинтон - фигура достаточно спорная. Можно вспомнить, что во внешней политике администрация Клинтона предпринимала, мягко говоря, неоднозначные шаги: это и события в Югославии, и события в 93-ем году в России, в которых американская администрация приняла определенное участие.
Выбор Обамы можно понять, потому что он недостаточно компетентен в вопросах международной политики. Поэтому в том, что касается внешней политики, он решил полностью опереться на старую команду Клинтона, а самому в первую очередь заняться решением экономических проблем. При этом среди людей, которые составят костяк его экономической команды, тоже есть люди, связанные с прежними демократическими администрациями, но все же здесь более отчетливо вырисовываются контуры собственной политической команды Обамы.
Я думаю, что проблем с утверждением предложенных кандидатур в Конгрессе США не возникнет. Потому что это люди, и в первую очередь Хиллари Клинтон, достаточно известные, более интегрированные в американскую элиту, чем сам Обама. Это касается и его экономической команды в целом. Я думаю, что на волне тех огромных ожиданий, с которыми американское общество связывает президентство Обамы, по крайней мере, первые его назначения пройдут гладко и никаких серьезных противодействий не вызовут. Ну а уже дальше, когда «медовый месяц» президентства пройдет, может возникнуть всякое.
Что касается России, то совершенно очевидно, что внимание к нам будет гораздо меньше, чем во времена Клинтона и Буша. Во внешней политике Штатов Россия ушла на периферию, и рассчитывать на то, что между Обамой и Медведевым возникнут какие-то личные доверительные отношения, что они будут вместе ужинать, ходить в баню, как это было у Ельцина с Клинтоном ли у Путина с Бушем, не приходится. Я думаю, что отношения будут достаточно корректными, но с другой стороны, не такими интимно-доверительными, какими они были при предыдущих американских администрациях. Для России это в чем-то и хорошо, в чем-то и плохо, потому что Россия в определенной степени нуждается в том, чтобы сильные партнеры ее вели и создавали определенную респектабельность, помогали в решении каких-то сложных проблем. Но с другой стороны ясно, что вмешательство во внутренние дела, отслеживание демократических процессов в России будет скорее на уровне риторики. Вряд ли американская администрация, связанная проблемами кризиса, будет предпринимать что-то очень серьезное. Например, мы помним, что советники Клинтона много внимания уделяли именно положению дел в России с демократией, имели своих людей, своих информаторов в различных партийных структурах. Такого ожидать, конечно, не приходится.