Леонтий Бызов, старший научный сотрудник Института социологии РАН:
Закон о новом формировании Совета Федерации был ожидаем. Естественно, проблема существует – нынешний Совет Федерации недостаточно легитимен с точки зрения своего представительства в регионах. Было очевидно, что порядок его формирования надо менять. Другое дело, что этот закон является полумерой, которая решает эту проблему лишь частично. Действительно, мы получим Совет Федераций привязанный, укорененный в регионах (это предусматривает норма о том, чтобы члены СФ были депутатами каких-либо законодательных органов регионов). Это в какой-то степени резко сокращает возможность присутствия в верхней палате варягов, которые мало связаны с регионами. Сегодня СФ почти на треть состоит из таких варягов. Другое дело, что этот закон будет достаточно легко обойти, потому что речь идет о Заксобраниях каких-нибудь городов, районов, сельских округов, и влиятельным людям, имеющим связи и деньги, попасть в списки или быть избранными в эти органы не будет представлять никакого труда. В данном случае это депутатское место будет рассматриваться как промежуточная цель. Есть еще целый ряд обстоятельств, которые, с моей точки зрения, не позволяют говорить о том, что проблема будет решена целиком. Решением проблемы были бы прямые выборы непосредственно членов СФ всем населением, а не такого рода двухступенчатая система, которая предлагается на сегодняшний день.
В какой-то степени Сергей Миронов проигрывает в аппаратной борьбе. Он является человеком старой команды Путина и не очень вписывается в команду Медведева. На сегодняшний день именно вопросы, связанные с политическими процессами, решаются Кремлем, а не правительством, и поэтому здесь влияние Медведева и его администрации больше, чем влияние, скажем, на какие-то экономические вопросы. У Миронова всегда были очень сложные отношения даже не столько с самим Медведевым, сколько с кремлевской администрацией. Он был личным человеком Путина. Проект его партии (сначала «Партия Жизни» и потом «Справедливая Россия») очень долго встречался в штыки в аппарате кремлевской администрации. Миронов, чтобы добиться какого-то прогресса, действовал непосредственно через Путина, через свои старые контакты. А, скажем, с Сурковым отношения у него всегда были напряженные. И поэтому естественно, что в аппаратной борьбе он проигрывает. Понятно, что рано или поздно он будет смещен со своего поста. Дело даже не в его личных качествах, а в том, что он очень давно возглавляет СФ и это было не самое лучшее время для верхней палаты, потому что роль ее в это время была очень низкой. Сегодня активно разрабатываются другие подходы, для СФ ищется другая роль, естественно, нужные новые люди во главе этого органа власти, не говоря о том, что Миронов просто находится на своем посту долго, даже больше, чем его предшественник Строев. Всему свое время и конечно я предполагаю, что он долго на этом посту не задержится.
Новый порядок формирования верхней палаты может укрепить позиции «Единой России». Это связано с тем, что у нас Законодательные собрания - не все, но большинство, - избираются по партийным спискам. Особенно это касается Заксобраний областей и республик, в которых «Единая Россия» составляет большинство. При старом порядке формирования СФ роль партийной принадлежности была минимальной, потому что она не требовалась и не входила ни в какой регламент подбора членов СФ. Сегодня, когда они будут проходить через сито Заксобраний, естественно, они будут попадать в зависимость от той партии, которая в этих Заксобраниях обладает большинством. Ну а в 99% случаев из 100 это у нас «Единая Россия». Если считать, что «ЕР» будет сохранять монополию на власть в течение ближайшего периода, то это означает, что фактически СФ тоже будет в большей степени подконтролен высшему руководству «ЕР», чем это происходило в предшествующий период.