Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций:
Прежде всего, год Медведева – это в политическом смысле длинный год. В него вместилось множество событий, год оказался нелегким. В принципе, президент мог бы ограничиться реагированием на военную операцию на Кавказе и экономический кризис, но он выступил с собственной повесткой дня. Он не следовал той повестке, которую ему предлагали люди и обстоятельства, но сам ее формировал. Что было в этой повестке? Масштабная программа демократизации, так называемая «демократия участия», судебная реформа и связанный с ней национальный антикоррупцинонной план, формирование кадрового резерва, предложение мировому сообществу собственного видения новой концепции общеевропейской безопасности.
Если оценивать его политический стиль, то можно отметить, что Медведев не импульсивен, он принимает решения исходя из комплексного анализа, который проводят специалисты, он сторонник перспективного планирования и долгосрочных решений. Он всегда готов к диалогу, но главное – он никогда не отступает от той позиции, которая заранее сформулирована. Не любит неэффективных и запаздывающих решений, людей, структур, и, кстати, недавняя отставка четырех губернаторов подтверждает это с полнейшей определенностью. По ценностям он совершенно очевидно либеральный консерватор, но, тем не менее, опирающийся на политические традиции страны, на национальные демократические институты и на поддержку большинства. Для него очень важна демократия, и он об этом много говорил, ее ценности, человек как ценность и политическая конкуренция. Но при этом он много раз заявлял, что конкуренция не должна превратиться в антиконституционное противоборство, она должна происходить в рамках Конституции и системы. Он опирается на новое большинство, которое сформировалось по итогам парламентских и президентских выборов. Оно триедино: общественное доверие Медведеву, Путину и «Единой России». Он использует эту коалицию, причем стремится постоянно расширять общественную поддержку, и это ему удается.
Совершенно очевидно, что тот договор с обществом, который заключил когда-то Путин, - это не договор «чечевичная похлебка в обмен на свободу», нет, это договор «порядок и стабильность в обмен на приход к власти Путина». Этот договор сохраняется и при Медведеве. Президент заявлял о том, что приоритеты развития Россия и цели были объявлены еще 8 лет назад и в ближайшие 15-20 лет они меняться не будут. Но многое меняется. Прежде всего, это политическая программа Медведева, ее цель – расширение участия граждан и политических партий в политическом процессе. Для этого создается иерархия стимулов. То есть на низших уровнях это участие в работе закосбраний, муниципальных советов, на федеральном уровне – это один-два депутатских мандата для тех, кто преодолел условный пятипроцентный барьер. Вообще можно говорить, что если политика Путина была политикой большинства, то «демократия участия» Медведева призвана стать гарантией системному меньшинству, от партий второго эшелона на федеральном уровне до активных общественных групп на местах. При этом очевидно, что это меньшинство и вообще эти группы, с которыми работает и к которым обращает свое послание Медведев, должны соблюдать два условия в своей работе: законность во всех смыслах и системность. То есть преданность национальным демократическим институтам и ценностям. Фундаментом этой демократизации стало продление полномочий президента и парламента. Будем надеется, что этот фундамент окажется надежным.
Если оценивать в целом прошедший год, то Медведев, конечно, был самостоятельным руководителем, никогда не был марионеткой, как говорят о нем недоброжелатели. Он показал себя эффективным, деятельным, инициативным и решительным политиком. И в том тандеме, который сейчас существует (Путина - Медведева или Медведева - Путина), обе части его равновеликие, нет никаких несамостоятельных звеньев, и совершенно очевидно, что и степень общественного доверия ему выросла, и его влияние на политические процессы, на процессы в элите, на мировые процессы тоже выросла.
Что касается ситуации на внешнеполитическом поле, то, безусловно, приход Обамы качественно изменил эту ситуацию, и Медведев быстро это почувствовал и дал адекватный ответ. Я думаю, что при Медведеве отношения с Западом будут более прагматичными. Последний жест, который сделала Клинтон в общении с Лавровым, дала ему эту кнопку перезагрузки, свидетельствует о многом. Американская администрация готова к перезагрузке отношений с Россией, в том числе потому, что Россия заняла достаточно жесткую позицию по Кавказу и по развертыванию третьего позиционного района ПРО в Европе, и, кстати, в послании президента Федеральному Собранию было жестко об этом сказано. Но в тоже время при этом стало понятно, что мы готовы к диалогу. Это и есть политический стиль Медведева. Он диалогоспособный, договороспособный, уверенный в себе человек, но при этом если позиция сформулирована, например, позиция «Осетию не сдаем», то она выдерживается. Несмотря на весь длительный переговорный процесс, никто его не столкнул с этой позиции. Если занята позиция по противодействию третьему позиционному району, то эта позиция тоже последовательно выдерживается. Так что я думаю, что на международном направлении успехи Медведева совершенно очевидны.