Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии:
Не составляет секрета, кто может быть заинтересован в отмене режима КТО в Чечне: этот вопрос активно лоббирует Рамзан Кадыров и другие представители Чеченской Республики. Мотив довольно понятен. Отмена режима КТО означает вывод подразделений, в основном внутренних войск, дислоцированных на временной основе, означает расформирование штаба Объединенной группировки войск, означает освобождение множества зданий под нужды чеченских властей и силовых подразделений и, главное, означает, что Кадыров становится единственной вооруженной оперативно-мобильной силой в Чечне. Именно оперативно-мобильной, потому что там, конечно, есть еще части постоянной дислокации, но эти части принципиально не держат руку на пульсе именно оперативной ситуации в республике. Они являются скорее частями стратегического сдерживания, чтобы в случае чего там можно было быстро развернуть более-менее крупную воинскую группировку на месте. То есть они не являются оперативно-мобильным фактором.
Кадыров уже стал монополистом внутреннего чеченского силового ресурса, он полностью его монополизировал, он разгромил административно батальоны «Восток» и «Запад». Этот административный разгром удачно совпал с физической ликвидацией братьев Ямадаевых. Сейчас он хочет стать уже не только монополистом внутричеченской силы, но и монополистом вооруженной силы в Чечне вообще. Это, конечно, даст ему выход на новый уровень власти и возможность разговаривать в еще большей мере с позиции силы, чем он это делает сейчас. То есть это дополнительно укрепит и усилит его позиции.
Я думаю, что решение НАК о том, чтобы пока не отменять режим КТО, является правильным и в каком-то смысле обнадеживающим. Я надеюсь, что это не временное решение, не отсрочка, а результат понимания того, что принципиально в Чечне еще очень долго должен действовать специальный режим. По сути этот режим в Чечне должен быть усилен, в важных вопросах должна действовать система двух ключей власти: один ключ – чеченский, другой ключ должен контролироваться представителем федеральных силовых структур. Опыт внедрения федерального соглядатая в систему исполнительной власти Чечни оказался неудачным, значит, нужно дать второй ключ власти в руки полномочного представителя в российской силовой группировке в Чечне, которая объединяет разные ведомства. То есть ключевые решения должны приниматься президентом Чечни и, условно говоря, военным комендантом Чечни или что-то в этом духе.
Надо понимать, что это решение является точно таким же элементом стратегического сдерживания чеченского сепаратизма, как и части постоянной дислокации. Потому что стратегическую опасность с точки зрения даже не только сепаратистских действий, но с точки зрения вообще каких-то мятежных действий в Чечне (потому что темой мятежа может быть не только сепаратизм, но и борьба за повышение своего статуса в России) могут представлять не только те, кто бегает по горам, но и те части, которые собраны под эгидой чеченского МВД. Они сейчас являются частью системы статус-кво, но они должны быть поставлены в некие рамки, и гарантом того, что они могут быть поставлены в рамки, может быть только присутствие российских силовых структур в Чечне на постоянной основе и с повышенными полномочиями.
Нужно объяснить президенту Чечни, что это постоянный режим, что бороться с ним с помощью шантажа, с помощью диверсий, с помощью комбинации кнута и пряника и т.д. невозможно - именно потому, что он постоянный, и чтобы он в рамках этого режима видел свою политическую субъектность. Эта задача очень сложная, но без решения этой задачи, я думаю, введение Чечни и ее руководства в какие-то берега просто невозможно. А без этого введения по большому счету невозможен и полноценный контроль над ситуаций в стране со стороны нового президента. То есть это вопрос в каком-то смысле о власти лично для президента. Пока еще это не обострилось до такой степени, чтобы сделаться вопросом его личного политического выживания, но это, несомненно, вопрос о полноте его власти в России, предельно серьезный вопрос.
Кроме того, отмена режима КТО в Чечне, наверное, была бы даже чисто конъюнктурно не очень дальновидной, потому что многие аналитики и эксперты прогнозируют довольно горячее лето на Северном Кавказе. Это неудивительно в связи с войной, которая была на Кавказе в августе и которая усилила и интересы многих западных спецслужб к игре на Кавказе, и какие-то реваншистские тенденции со стороны Грузии, и последняя тоже может действовать при помощи какого-то своего инструментария. Надо сказать, что внутрикавказские факторы нестабильности не идут на спад, они по-прежнему очень напряженные, и нельзя сказать, что в Чечне тотальный порядок, а в других республиках беспорядок. Потому что Кавказ – это целостная единая система, и самым сильном звеном именно в военном плане является, конечно, Чечня. Поэтому именно там должен быть наиболее сильный контроль, в том числе через режим КТО.