Леонтий Бызов, старший научный сотрудник Института социологии РАН:
Выступая с инициативой наделить Совет Федерации полномочиями назначения председателя Конституционного суда, президент преследовал в первую очередь цель начать широкомасштабную реформу правовой системы. Эта реформа уже назрела, и если следить за высказываниями его либеральных советников, то можно сделать вывод, что это первоочередное мероприятие. Как его проводить на самом деле не знает никто, потому что реформы в судебной системе проводились у нас много раз, но ожидаемых результатов не принесли. Поэтому решение принято начать реформу правовой системы сверху, повысив роль председателя Конституционного суда. Понятно, что это конек Медведева, это та сфера, в которой он себя чувствует намного увереннее, чем Путин и естественно, что реализация этой реформы, даже независимо от того, как она пойдет, принесет ему определенные политические очки.
На самом деле это вряд ли что-то изменит по существу. Может быть, это в какой-то степени повысит общественную значимость самого процесса избрания председателя КС. Когда он выбирался в узком кругу людей, которые часто являлись его бывшими подчиненными, это обществом не воспринималось как вполне легитимный процесс. Теперь он будет выбираться Советом Федерации, который является абсолютно предсказуемым, ручным органом, где всегда можно добиться нужного результата. С другой стороны, это повысит роль президента в назначении председателя КС, потому что президенту не всегда бывает просто договориться с тесным коллективом членов КС. Например, избрание в 2002 году того же Зорькина было неожиданностью для президента. А результаты избрания через Совет Федерации вполне предсказуемы, и у президента гораздо больше возможностей провести нужную ему кандидатуру. То есть это, с одной стороны, увеличивает легитимность в обществе, а с другой стороны, реально снижает конкурентность.