Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии:
Понятно, что Медведева подтолкнул пригрозить губернаторам увольнением за безработицу и задержки зарплаты кризис. Вообще, в Кремле и верховной власти в условиях кризиса было два мнения насчет замены губернаторов. Первое – что в условиях кризиса лучше не менять руководителей регионов, поскольку может обостриться ситуация, пусть они сидят. Второе - менять губернаторов, чтобы пустить свежую кровь во власть, чтобы региональная власть начинала лучше работать. В итоге возобладало первое мнение, которое мне кажется в данном случае оптимальным.
Наверняка сейчас на региональном уровне произойдут серьезные кадровые перестановки. Не зря Медведев заявил, что в случае чего прежние заслуги губернаторам не помогут. Понятное дело, что имелись в виду, конечно, долгожители из губернаторского корпуса: Лужков, Шаймиев, Рахимов, Россель, Федоров. Сюда же можно добавить и Дарькина, поскольку на предприятии «Русский вольфрам» сложилась непростая ситуация. Хотя деньги на покрытие долгов по зарплатам все же выделили, но понятно, что этих денег не хватит.
Президент, как я думаю, начинает действовать уже достаточно осмысленно, он пытается использовать кризис для того, чтобы избавиться от губернаторов-долгожителей, и вместе с тем на основании своей новой кадровой политики Медведев пытается выстроить свою собственную, уже президентскую часть политической и властной элиты. В этом же контексте можно рассматривать предстоящую встречу Медведева с лидерами партий, которые не прошли в парламент. Он в течение года посылал эти сигналы и, наверное, сейчас уже будет действовать. Мы присутствуем при начале серьезной кадровой ротации.
Да, с одной стороны, менять сейчас руководителей регионов опасно, но опасно их и не менять. Поэтому, наверное, президент посчитал, что более опасно оставлять давно сидящих на своих местах руководителей регионов, которые обросли связями, кланами, фактически это такие князьки на региональном уровне, будь то Башкирия, Татарстан или Москва. Нельзя исключать, что в отдельных регионах уходящими губернаторами или уходящими элитами могут быть спровоцированы социальные или межнациональные конфликты.
Вопрос заключается еще и в том, кто придет на смену старым губернаторам. Например, может быть так, что в той же Башкирии преемственность власти останется, то есть Рахимов уходит, а вместо него садится его родственник. Это одна схема смены власти. Соответственно радикальная смена глав регионов – совершенно другая схема. Для меня пока остается вопросом, по какому пути у нас пойдет смена власти, особенно в национальных республиках и в Москве. Московская властная группировка очень сильная, мощная, и как здесь будут действовать федеральные власти, тоже для многих пока остается загадкой. Либо Лужков уйдет и кто-то из его нынешнего окружения возглавит Москву, либо Кремль подберет иную кандидатуру. Возможен и тот, и другой сценарий развития событий. Московская область тоже попадает в этот ряд субъектов федерации. Там уже началась ротация ближайшего окружения Бориса Громова и ушел первый зам Пантелеев.
Так что смена губернаторского корпуса в условиях кризиса несет с собой определенные опасности, но я думаю, что федеральная власть найдет оптимальные решения, чтобы эти опасности минимизировать.