Станислав Белковский, учредитель Института национальной стратегии:
Имидж России на международной арене сегодня, к сожалению, далек от того, что хотел бы Кремль. В целом до недавнего времени в элитах Запада и Востока преобладало представление, что Россия есть наследница Советского Союза, которая хочет реализовать его имперские амбиции на новом уровне. Однако в последнее время приходит понимание, что Россия – это страна, управляемая крупными бизнесменами, использующими остатки геополитических ресурсов и влияния России, то есть советское политическое наследство, для решения своих бизнес-проблем. Кроме того, в формировании негативного образа России существенную роль сыграли представители нашей элиты, которые очень часто нарушали правила поведения за пределами России, покушались на сложившиеся традиции, этические и эстетические нормы, что никак не способствовало укреплению российских имиджевых позиций.
Ясно, что исправить это чисто технологическими способами невозможно. Крупные корпорации уже давно платят значительные деньги различным пиар-структурам за пределами России для решения имиджевых вопросов. Однако это не дает должного результата именно потому, что на всякий контракт с западным пиар-агентством приходится целый ряд политических действий или прецедентов некорректного бизнес-поведения крупных российских капиталистов, которые сводят все эти пиар-усилия на нет.
Я думаю, что Сергей Нарышкин возглавил комиссию по формированию международного имиджа страны просто по должности. В последнее время мы видим тенденцию, в рамках которой президент Дмитрий Медведев делегирует Нарышкину как руководителю своей администрации функции такого рода, изымая их тем самым у правительственных структур. То есть назначение Нарышкина – это просто бюрократический факт, призванный закрепить в сознании чиновничества и бизнеса представление о том, что вопросами имиджа будет заниматься президент и его структуры, а не премьер. Но эффективной деятельность Нарышкина не может быть по определению, и не потому, что Нарышкин плох или хорош, а просто потому, что трудиться над имиджем страны должны политическая и деловая элита в целом. А когда политическая и деловая элиты большинством своих публичных действий и шагов ухудшают имидж России, то никакая комиссия, никакие пиар-кампании горю не помогут.