Павел Святенков, эксперт Института национальной стратегии:
Зная, что произошло в прошлом году на Кавказе, я бы не исключил ничего. Хотя поражение Грузии от российских войск было весьма и весьма вероятным, и Саакашвили не мог этого не понимать, тем не менее, в прошлом году он рискнул и проиграл. Соответственно совершенно нельзя исключать, что и в 2009 году может повториться нечто подобное. Конечно, если рассуждать логически, вероятность таких событий невелика, потому что в прошлом году Россия продемонстрировала свою готовность защищать непризнанные, а теперь уже признанные ею грузинские республики Абхазию и Южную Осетию, тем самым продемонстрировав твердость воли российского руководства. Но понятно, что Саакашвили не является вполне самостоятельным политиком, он ориентирован на одно из крыльев американской политической элиты. Нынешний президент Обама фактически не имеет пока своего собственного курса, который позволил бы с легкостью определять, кто друзья, а кто враги, и это делает Обаму очень чувствительным к внешнему давлению, поскольку, не имея своего концепта, он вынужден прислушиваться к авторитетам в области внешней политики, в том числе и к голосу негативно настроенных по отношению к России сенаторов или даже нынешнего вице-президента Байдена. Поэтому, учитывая то, что Саакашвили не вполне самостоятелен, его, конечно, могут разыграть как пешку в антироссийской игре. И все же я считаю военный конфликт маловероятным, просто учитывая прошлогодние события и победу России в тогдашней войне.
Я не думаю, что долгосрочные интересы Европейского союза на Кавказе сильно изменились. Но надо учитывать, что сейчас для ЕС крайне неудобное время для проведения какой-то активной внешней политики. Перед европейскими элитами стоят трудные задачи. Задача номер один – это выборы в крупнейшей стране Евросоюза – в Германии, выборы в Бундестаг, от которых будет зависеть состав правительства и то, кто станет федеральным канцлером Германии на будущие четыре года. Понятно, что Германия как основная страна Евросоюза и Ангела Меркель как канцлер занимаются в основном этим. Во-вторых, в октябре в Ирландии должен пройти референдум по вопросу о ратификации Лиссабонского договора. Лиссабонский договор подразумевает значительно большую централизацию ЕС, чем та, которая есть сегодня, и, естественно, для Европы очень важно, чтобы оба эти события, особенно ратификация Лиссабонского договора, завершились успешно. И только тогда Европа сможет избрать своего лидера, который реально будет чем-то вроде президента, и тогда сможет проводить свою внешнюю политику. Пока же естественно ЕС может быть и заинтересован ситуацией на Кавказе, но он пребывает в состоянии внутренней разобщенности.