Павел Святенков, эксперт Института национальной стратегии:
Ничего удивительного в итогах выборов в Мосгордуму нет, победа «Единой России» с разгромным результатом ожидалась. Вопрос заключался лишь в том, сколько мандатов получит партия власти. Минисенсация состоит в том, что, по последним данным, в Мосгордуму проходят только две партии – «ЕР» и КПРФ. За бортом осталась не только ЛДПР, но и «Яблоко». Это свидетельствует о еще большем снижении свободы маневра в нашей политической системе и ослаблении оппозиции. Выяснилось, что даже такая лояльная мэру Москвы оппозиция как «Яблоко» все-таки была фактически исключена из МГД.
Что же касается последствий этих выборов, то они важны с той точки зрения, что они позволили Юрию Лужкову продемонстрировать крепость своих позиций в столице. Последние несколько месяцев постоянно шли слухи о том, что федеральный центр недоволен Лужковым и намерен сместить его с поста московского мэра, и даже говорили о том, что выборы пройдут и Лужков будет отправлен в отставку. Но итоги выборов демонстрируют, что Лужков в политическом смысле отнюдь не ослаб за последние годы, и поэтому итоги эти только укрепляют его позиции и сильно ослабляет всех тех, кто хотел бы его отставки. Лужков добился для партии власти превосходного результата.
Что же касается самого результата выборов как такового, то он кажется мне несколько странным. Дело в том, что выборы проходили по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системе. Тот результат, который набрала «ЕР» - 66% - выглядит чрезмерным, потому что обычно в ходе голосования по пропорциональной системе не удается набрать абсолютного большинства голосов никому. Примером может служить Германия, где только что прошли выборы в бундестаг, а также выборы в германских землях. Там бывают случаи, что особо популярный премьер-министр земли может получить на выборах более 50% голосов, но это большая редкость, 60% - это и вовсе сверхрезультат, что тоже бывает очень редко. Таким образом выборы в МГД лишний раз продемонстрировали, что наша политическая система имеет слишком большую специфику, связанную прежде всего с административным ресурсом, применяемым активно на выборах. По сути дела можно сказать, что сама идея выборов выхолощена, поскольку борьбы на этих выборах не было никакой и избиратель совершенно закономерно утрачивает к ним интерес.