Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии:
Renault оказывает помощь «АвтоВАЗу», руководствуясь ожиданием больших денег, которые российское правительство будет выделять на поддержку автозавода. О том, что такие планы взяты за основу, говорит разработанная группой «Бостон консалтинг» программа реанимации завода. Консалтинговые структуры такого рода, как правило, обосновывают то, чего хочет заказчик, а заказчик в данном случае хочет вкладывать большие деньги. Таким образом проблему предлагается решать путем, с одной стороны, вливания финансов, с другой стороны, с помощью высоких пошлин на импортные автомобили. В этих условиях Renault может быть заинтересован в участии в модернизации «АвтоВАЗа», что не означает выполнения декларируемой цели проекта, то есть создания конкурентоспособных хотя бы на российском рынке автомобилей (продукты «ВАЗа» достаточно долгое время такими и были, это в последние годы завод так сильно сдал позиции). Не факт, что эта цель будет достигнута, но, учитывая тот масштаб финансовых вливаний, которые государству еще предстоят, Renault как один из крупнейших акционеров «ВАЗа» в накладе не окажется.
Импорт технологий - это вполне логичный и закономерный путь развития автопрома. Вряд ли именно в этой сфере уместно делать ставку на какой-то технологический прорыв российских инженеров, потому что, судя по всему, отставание в этой сфере у нас довольно значительное. Но дело в том, что импорт технологий штука не простая, она требует довольно качественной научно-инженерной и деловой среды, которая только и может заставить эти технологии работать, привести в действие эти самые импортированные технологии. Задача состоит в создании этой научной, деловой, инженерной среды нужного качества. Пока, по оценкам многих экспертов, эта задача применительно в частности к «АвтоВАЗу» далека от своего решения. Одной из многих проблем является отсутствие стимулов к повышению качества управления, потому что государство достаточно недобросовестно смешивает две совершенно разные проблемы: проблему спасения вообще автомобильной отрасли и обеспечения рабочих мест для тех, кто в ней работает, и проблему банкротства предприятия как технологию его финансовой санации и смены собственников. Это две совершенно разные проблемы, два разных процесса. Происходит недобросовестное отождествление спасения собственников со спасением производств и рабочих мест. Эти проблемы необходимо распараллелить. Государство должно, по крайней мере, заявить, что подходит к ним дифференцированно, и в этом случае можно рассчитывать на повышение качества управления. Если же нынешние собственники «ВАЗа» берут, по сути, в заложники российский автопром и миллионы людей, которые работают на автопроме и в смежных производствах, и соответственно используют эту фигуру заложника для выстраивания отношений с государством, то это значит, что у них нет стимулов к повышению качества управления.