Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии:
У Шаймиева нет ощущения, что он полностью контролирует ситуацию в Татарстане, и он уходит для того, чтобы лучше ее контролировать. Я имею в виду ситуацию с его преемником, с тем, кто им будет (это уже понятно), с тем, как он будет работать, как он будет формировать какой-то новый баланс интересов в регионе и баланс интересов между Москвой и регионом. В этой ситуации, как мне кажется, Шаймиев посчитал целесообразным сделать ход первым и я не думаю, что это было принуждение со стороны Москвы.
На мой взгляд, свои посты могут оставить и другие региональные тяжеловесы, по крайней мере, это возможно в случае с Рахимовым и Лужковым. Все-таки медведевская метла по-новому метет. Такое ощущение возникает, в том числе в сфере кадровой политики. Президент предпринимает шаги, но тут речь не об их правильности или неправильности, а о том, что он начинает принимать собственные решения, причем системные, серьезные, допустим, по тому же Северо-Кавказскому федеральному округу или по назначению Хлопонина. Зачистка остатков политического пейзажа 90-х была бы в этом смысле логичной мерой, которая ни в коей мере не противоречила бы и путинской политике. Но это требует определенного политического мастерства, политической силы и политического мужества. То есть это не так просто, потому что если с Лужковым договорятся по параметрам преемственности также как с Шаймиевым, то есть если там будет его ставленник, если будет гарантированна неприкосновенность деловых интересов его семьи, то я думаю, что Лужков сам может уйти. Но вопрос в том, готов ли Кремль договариваться на таких условиях. Казань дальше, и поэтому с Шаймиевым, наверное, договариваться на таких условиях легче, чем с Лужковым. Что же касается Рахимова, то я очень погружен в эту тему, но мне кажется, что он вообще никуда уходить не собирается. Поэтому здесь предполагается определенный конфликт, на который необходимо пойти и выиграть. Не уверен, что Медведев готов на такой шаг, но все-таки это возможно.