Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии:
Я думаю, что одним из мотивов принятия законопроекта об изменении правового положения бюджетных учреждений является сокращение объемов финансирования (об этом говорят практически в открытую) с той идеей, что недостаток по сравнению с существующим финансированием будет компенсироваться за счет более активной коммерческой деятельности организаций. Это действительно наводит на мысль о том, что происходит дальнейшее сжатие территории бесплатной социальной сферы. Поэтому, к сожалению, опасения, связанные с тем, что данная реформа может привести к фактической отмене бесплатного среднего образования и здравоохранения, мне кажутся вполне обоснованными.
Другой момент, который заложен в законопроекте, - это усиление позиции ведомственных министерских чиновников по отношению к руководителям организаций и усиление их свободы с точки зрения определения параметров финансирования, с точки зрения решения о том, дает государство заказ учреждению на некий пакет услуг населению или нет. Это увеличивает свободу решений конкретных чиновников по финансовым вопросам и соответственно пропорционально ослабляет те организации, которые являются получателями бюджетных средств.
Из выступления Путина в Думе стало ясно, что в целом речь идет не только о попытке сэкономить, речь идет о какой-то новой концепции финансирования бюджетной сферы, при которой федеральное правительство стремится сконцентрировать максимум рычагов влияния и контроля в собственных руках. Мне кажется, в этом состоит какой-то управленческий момент, помимо сокращения финансирования и оптимизации расходов. Речь идет о том, чтобы сконцентрировать максимум контроля над всей бюджетной сферой на уровне федерального правительства.