Леонтий Бызов, старший научный сотрудник Института социологии РАН:
Судя по всему, решение о приостановке вырубки Химкинского леса было подготовлено Медведевым заранее, ведь неслучайно, что очень важно, к нему присоединился и Лужков, который хорошо осведомлен о технической стороне вопроса. На самом деле альтернативные варианты строительства трассы Москва – Санкт-Петербург прорабатывались раньше, о их существовании было известно, поэтому наиболее вероятно, что все-таки примут один из таких вариантов, скорее всего, через деревни Молжаниновского района. Этот вариант тоже обсуждался и по непонятным причинам от него несколько лет назад отказались. Поэтому я думаю, что трасса не пойдет через Химкинский лес.
Что же касается акций протеста, то это только начало, потому что в акциях протеста участвовали далеко не только жители Химок и простые граждане, которых беспокоит ситуация конкретно вокруг этого леса. Акции будут продолжаться, потому что поводов все больше. Тем более люди убедились, что власть воспринимает подобного рода акции как силу, опасается и идет на встречу, что это не когда сто человек собирается с Людмилой Алексеевой или Львом Пономаревым, с которыми можно абсолютно не считаться. Эти акции вовлекают огромное количество неполитизированных людей, как раз тех самых обывателей, которое составляет путинское большинство, на которое он опирался в свое время. Разрастание антиправительственных настроений среди этого слоя, этого электорального ядра, власть воспринимает как угрозу и идет на уступки. Люди чувствуют силу и это их толкает в свою очередь на продолжение этой деятельности, раз она приносит какие-то успехи. Поэтому я думаю, что таких акций будет много, вопрос в уровне их радикализма.
Власть, видимо, приняла решение, что пусть эти акции проходят, самое главное, чтобы на них не выдвигались политические лозунги. Я думаю, что так и будет какое-то время, но в принципе политики не избежать, как это и было в середине 80-х годов, когда тоже начиналось с мирных акций экологического профиля, культурного, экономического, но в конечном счете все вылились в различные формы политического протеста. Так будет и в этом случае, вопрос только во времени. Власти заинтересованы в том, чтобы пусть не погасить, но сбить этот огонь. Собственно ничего катастрофического пока не происходит, поэтому время у властей еще есть на то, чтобы попытаться как-то разрулить эту ситуацию. Ну а общественная активность будет нарастать просто потому, что меняются глобально настроения людей, людям хочется перемен, людям надоело сидеть дома. Поэтому эти настроения в любом случае будут проявляться и работать на расширение такого рода протеста, пока не политического.