Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии:
О проблеме квалифицированных технических кадров говорят и многие эксперты, и представители работодателей из крупного бизнеса, из муниципалитетов и т.д. То есть это, очевидно, реальная проблема, связанная с тем, что конъюнктура рынка образования на самом деле не соответствует конъюнктуре рынка труда, что те профессии в учебных заведениях, которые считаются модными или престижными с точки зрения образования, не совпадают с теми квалификационными позициями, которые востребованы экономикой. Сегодня нехватка квалифицированных кадров нижнего звена является одним из ограничителей экономического развития и роста. Поэтому, естественно, государство должно озаботиться проблемой, во-первых, среднего образования в целом, потому что это вещи взаимосвязанные. Качество среднего образования у нас очень неровное, то есть хорошие школы могут отличаться от плохих, как, например, Швейцария отличается от какого-нибудь африканского государства. Нет универсального образовательного стандарта в средней школе, и эта проблема уже более монументальная, чем проблема нехватки средне-специального звена образования.
С другой стороны, доля, удельный вес высшего образования растет во всем мире, и в какой-то степени это решение части социальных проблем незанятого населения, это своего рода такая отложенная занятость, продление молодости и для государства, и для общества становится решением проблемой лишних людей, лишних рабочих рук. Часть лишних людей современная экономика создает, и одним из способов решения этой проблемы является всеобщее высшее образование, к которому мы постепенно движемся. Поэтому здесь стимулировать получение высшего образования тоже со стороны государства было бы довольно сложно и проблематично. Наверное, логично было бы говорить о том, чтобы профтехучилище, средне-специальное образование становилось нормальным, привычным промежуточным звеном между средним образованием и образованием высшим, тогда как сегодня оно является тупиком в сфере образования человека, потому что представляет скорее отказ от высшего образования как такового. Изменение образовательной концепции вполне может переломить эту ситуацию с непрестижностью профтехучилищ, они должны рассматриваться как трамплин, допустим, в профессионально-инженерное образование, а не как тупик для людей, которые считают себя или окружающих заведомо не пригодными к получению высшего образования. Поэтому я бы не отказывался от установки на расширение социальной базы высшего образования, потому что это соответствует многим тенденциям эпохи и в конечном счете эта тенденция является прогрессивной. Просто акцент в этой тенденции действительно необходимо сместить в сторону инженерных навыков, которые могут создаваться как на более низком уровне средне-специального образовании, так и на более высоком в образовании высшем.