Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии:
Юрий Михайлович остается, кажется, уже единственным тяжеловесом родом из 90-х годов, который возглавляет регион. Действующий президент проводит активную ротацию губернаторских кадров и проводит в жизнь принцип, согласно которому в регионах не должно формироваться застойных автократий. Поэтому уход московского мэра со своего поста - дело времени. Будет ли это 2011 год или 2010, на мой взгляд, разница не велика, потому что 2011 – это год парламентских выборов и год подготовки к президентским выборам. А на выборах у нас получает фору главный увольняльщик страны, тот, кто может увольнять, кто дает сигнал элитам, за кем нужно идти, и дает сигнал обществу, что именно этот человек способен реализовать один из главных запросов общества, а именно запрос на кадровые чистки и обновления. Поэтому сами фигуры, которые могут быть уволены, это очень ценный политический ресурс в преддверии выборов и, как мне представляется, здесь московский мэр фигура под номером один. Но еще раз говорю, это может произойти как сейчас, так и ближе к осени 2011 года.
Другое дело, есть еще один нюанс: в силу того, что возник некий полупубличный обмен любезностями между президентом и мэром Москвы, президенту уже именно сейчас, в данный конкретный момент важно показать, что он контролирует ситуацию, что он устанавливает правила игры. Можно ли показать это, не прибегая к последнему аргументу, то есть к отставке, я не знаю, но, как мне кажется, потребность такая есть и она стоит достаточно остро.
Наверное, важную роль в процессе смены власти в Москве будет играть «Единая Россия», потому что, во-первых, она участвует в процедуре представления новых руководителей регионов, а во-вторых, мэр Москвы – один из учредителей партии, и партия должна будет как-то соотнестись с этим процессом, выступить не пассивным объектом, а субъектом этого процесса. То есть ей должна принадлежать какая-то инициатива в этом вопросе. Мне кажется, это будет подано как некий процесс внутри «ЕР», что позволит самой партии сохранить лицо, чтобы дело не выглядело таким образом, что один из ее основателей попал в опалу, чтобы это было событием, которое работает на укрепление имиджа «ЕР», а не ослабляет ее. Эта задача идет параллельно с задачей определения имиджа президента как человека, способного проводить кадровые чистки.
Есть, конечно, еще одна серьезная проблема, а именно проблема преемника или просто следующего руководителя региона. Плюс проблема контроля над ситуацией со стороны федерального центра и этого будущего руководителя. Именно эта проблема, по большому счету, является наиболее сложной, возможно, детонатором окончательного кадрового решения.