Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии:
Если Медведев не остановит свой выбор на Собянине, то это будет политической сенсацией. То есть Собянин явно не та кандидатура, которую разумно будет включать в список в качестве статиста или просто для полноты картины. При этом если список, как подчеркивали сами «единороссы», действительно был заранее согласован с президентом, то вероятнее всего речь идет именно о нем. Конечно, подпитывает интригу то, что решение президента пока не озвучивается, но на данный момент ничто не дает повода сомневаться, что это будет Собянин. Еще раз подчеркну, что если это будет не так, то это будет политической сенсацией, возможно, с далеко идущими последствиями.
Насколько он близок президенту? Как мне кажется, он является фигурой равно приемлемой как для президента, так и премьер-министра, по крайней мере, в достаточной степени приемлемой для президента. Самое главное состоит в том, что те, кто знают Собянина, характеризуют его действительно как очень сильного руководителя, который по всей вероятности способен соответствовать масштабу сложности той управленческой задачи, которую представляет собой Москва. Очевидно, что в обойме Кремля не так много людей, которые могут потянуть эту задачу. Мне представляется, что из этой четверки, возможно, с задачей бы справился Шанцев, но он не кажется мне тем человеком, на котором остановит выбор федеральный центр, потому что он не является для правящей команды своим человеком, собственно, он является заложником лужковской Москвы, лужковской модели управления. Поэтому, по всей вероятности, это действительно Собянин.
Левитин и Швецова оказались в списке как раз для полноты картины. В случае со Швецовой идея, наверное, состоит в том, чтобы показать что-то хорошее, что было в лужковской Москве, а именно социально ориентированную модель, связанную не только с Лужковым, но и напрямую с человеком, который отвечает за социальную сферу. Что касается попадания в список Левитина, то это, пожалуй, действительно может наводить на размышления, что эта фигура, которая не обсуждалась публично в СМИ и вдруг всплыла, может восприниматься и воспринимается некоторыми, как такая серая лошадка, на которую сделал ставку президент. Но мне кажется, что изъяном министра в этом случае является то, что у него нет опыта управления таким крупным территориальным комплексом. Ведомственные и территориальные принципы управления различны, и начинать набирать этот опыт на посту мэра одного из самых проблемных и сложных российских регионов, наверное, было бы не совсем правильно. В качестве главного аргумента попадания министра в список называют то, что железнодорожник Левитин может каким-то образом решить транспортную проблему в Москве. Лично я не понимаю, каким образом его профессиональное прошлое даст ему какие-то существенные преимущества в решении этой проблемы, потому что по большому счету это комплексно-инфраструктурная проблема, а не проблема транспортной политики. Поэтому, даже действуя просто методом исключения, а не только методом соизмерения степени аппаратной весомости кандидатур, мы приходим к мысли о том, что следующим мэром все-таки должен быть Сергей Семенович