Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии:
Рассмотрение в Госдуме пакета законов о создании Следственного комитета – это просто констатация факта, поскольку соответствующий указ президента уже есть. Теперь отделение СК от прокуратуры будет закреплено законодательно. Поскольку есть закон о прокуратуре, то, наверное, отдельно будет принят закон о следственном комитете: что это такое, каковы его функции, порядок определение должностей, структура и т. д.
Разведение следственных и надзорных инстанций - это нормальная практика. В тех же США есть федеральная прокуратура и есть ФБР, есть министерство юстиции. Они в какой-то степени конкурируют между собой, что в наших условиях совсем не плохо, с другой стороны, приглядывают друг за другом, что тоже хорошо. Плохо, когда все в одном месте, как было в советское время. Можно было взять и приказать тому же следствию не заниматься каким-либо делом. У нас вообще большая проблема с прокуратурой и со следствием. Поэтому думаю, что президент выбрал правильный путь. Сращение этих ведомств мешало нормальному расследованию дел. Поэтому я считаю, что это очень позитивный шаг и Госдума поддержит политическое решение, которое принял президент.
Я думаю, что на следующем этапе надо, конечно, забрать следствие у органов внутренних дел и оставить им исключительно функции оперативных расследований, потому часто достаточно занести определенную сумму начальнику отдела милиции, чтобы тот прекратил расследование дела. На мой взгляд, если следственные функции МВД передать в СК, то это будет вполне нормально. Естественно надзорные органы должны быть отделены, чтобы прокуратура могла следить за тем, чтобы все процессуальные нормы в ходе следствия соблюдались.
Насколько управляемым будет новое ведомство, будет зависеть от того, какова будет структура СК и от того, насколько добросовестно Генпрокуратура, прокурорские работники на региональном и местном уровне будут отслеживать действия СК. Наверное, где-то будут конфликтные ситуации, что тоже не плохо. А то, что у СК будет много функций и полномочий, то ничего страшного в этом нет. Ведь у ФБР огромное количеств полномочий, но ФБР находится под пристальным надзором министерства юстиции, федерального прокурора, с другой стороны, большую роль играет общественность и средства массовой информации. Здесь у нас, конечно, огромный пробел. Поэтому было бы не плохо, чтобы у нас общественность и СМИ получили в этом смысле больше прав, чтобы иметь возможность следить за ходом следствия, высказываться по этому поводу, привлекать внимание надзорных органов.