Леонтий Бызов, старший научный сотрудник Института социологии РАН:
Отделение Следственного комитета от прокуратуры связано с началом масштабной перестройки правоохранительных органов, реформы в которых начатые пять-шесть лет назад зашли в тупик. В частности, это касается отношений прокуратуры со Следственным комитетом. Были попытки их разделить, были попытки их слить и подчинить единому центру принятия решений. Так или иначе, на сегодня ясно, что сложившаяся система работает очень плохо и нуждается в реформировании. К тому же система парализована (как это показали многие громкие процессы последних лет) очень большой неопределенностью, связанной с тем, что называется политической крышей. Существуют различные центры влияния, на которые прокуратура не может не ориентироваться. В особенности это касается громких дел, имеющих серьезное политическое значение. Поэтому СК служил некоторой опорой путинской вертикали власти в рамках выделенной особняком очень неэффективной Генеральной прокуратуры.
Сегодня есть попытка со стороны людей, близких к Медведеву и заинтересованных в том, чтобы он набирал силу и остался у власти после 2012 года, создать для него ключевые позиции силы в правоохранительных органах. В первую очередь, это касается СК, который необходимо поставить под непосредственный контроль президентской администрации. Разумеется, это не инициатива самого СК. Если это решение будет доведено до конца, то, скорее всего, нынешнее руководство в лице Бастрыкина будет заменено кем-то из людей, близких к Медведеву. Называется, в частности, фигура министра юстиций Коновалова, человека близкого лично Медведеву. Но, так или иначе, речь идет о том, что Кремль должен вернуть под свой контроль ключевые правоохранительные структуры, от которых во многом зависит наш осовремененный политический ландшафт и реальная фактическая сила наших лидеров.