Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии:
Плюс послания Медведева состоит в том, что президент сформулировал стратегию, опережающую инвестиции в человеческий капитал. Минус в том, что он не дал конкретного инвестиционного плана для реализации этой стратегии. Я думаю, что, хотя денег в стране все меньше, заинтересованным группам общества необходимо, используя президентские приоритеты, бороться за конкретизацию этой стратегии. Я имею в виду и то, чтобы поддержка многодетных семей стала реальностью, и то, чтобы инвестиции в образование стали систематическими и масштабными, и чтобы была реализована идея включения экологических и благотворительных организаций в процесс формирования социальной политики государства. В общем, все это вполне полезные, здравые вещи, и вопрос только в их реализации. Это, кстати, выглядит так, что президент как бы не рассчитывает на то, что он выстроит необходимым образом государственный аппарат в одиночку, и рассчитывает на то, что гражданское общество сможет придать ему необходимый стимул. Поэтому послание оставляет большую свободу маневра для заинтересованных групп, это достаточно важно.
Также плюсом я бы назвал то, что государство переходит в качестве главного индикатора оценки деятельности властей на разном уровне от такого показателя как уровень жизни, подушевое ВВП или средний доход, который выглядит как средняя температура по больнице, к индикатору качества жизни. Это более сложный индикатор, но он включает в себя проблемы безопасности, качество окружающей среды, информационной, культурной среды, качество образования и т.д. По этому индикатору будет сложнее работать.
Повышаются требования к региональным властям. Создание новых рабочих мест для производственного сектора впервые названо ключевым индикатором качества работы региональных властей наряду с программами создания инвестиционного климата в регионах. Этим должны по умолчанию заниматься губернаторы, но этого, к сожалению, не происходит. Поэтому опять же здесь дело за тем, сможет ли федеральный центр эти индикаторы превратить из декларативных ориентиров в реальную систему оценки эффективности деятельности губернаторов со всеми вытекающими кадровыми последствиями. Вот этот вектор - создание новых рабочих мест - мне кажется правильным, потому что он означает какую-то точку соприкосновения медведевской модернизационной повестки с интересами социального большинства. Потому что по большому счету должное качество и количество рабочих мест, особенно в регионах - это то, что очень сильно сдерживает наше экономическое и социальное развитие.
В целом социальная ориентированность скорее плюс этого послания. Я бы не воспринимал это как уход от модернизационной повестки. Это можно интерпретировать в том ключе, что социальные инвестиции являются мотором экономического развития. Это так. Но то, что к идее необходимости социальных инвестиций не приложено масштабного, захватывающего дух инвестиционного плана, к сожалению, это факт. По большому счету заинтересованным общественным группам нужно как-то этот инвестиционный план сформировать и лоббировать.