Вячеслав Данилов, главный редактор Liberty.ru, философ:
То, что произошло в медиаполе в связи со вторым делом Ходорковского, иначе как медиакатастрофой не назовешь. До определенного момента ситуация в медиа, казалось, была под контролем. Уже начавшийся суд и его подготовка были вполне рутинно освещаемы медиа, оппозиция – основной ньюсмейкер по делу – чего-то выжидала. Но с оглашением приговора началась форменная истерия, показавшая, что подход властей к медиаосвещению «второго срока» обанкротился.
По всей видимости, власть решила выполнить всю медиаигру в легалистском ключе – никакой политики, только закон. Фактически, Кремль отказался от публичного политического сопровождения процесса, по всей видимости рассчитывая на то, что вина владельцев ЮКОСа окажется говорящей за саму себя. Но кремлевские медиаменеджеры жестоко просчитались.
То, каким образом граждане «отрабатывают пайку ЮКОСа» (выражение Елены Токаревой), достойно всяческого уважения. Дело Ходорковского оказалось стартовым пунктом политической кампании оппозиции на 2011/12 годы. Эта кампания выстраивается вполне последовательно – от Ходорковского до Марша несогласных, от 31 числа до выведения Бориса Немцова в лидеры оппозиции. Несколько сумбурный характер этой кампании лишь придает ей дополнительный шарм «стихийного протеста».
Роль медиа в этой истерии – фактически всех медиаресурсов страны, так или иначе освещающих политическую и социальную жизнь, – трудно недооценить. Медиаотбивка в профильных либеральных медиа достигает фантастических объемов и напоминает истеричностью стандарты антисоветских радиостанций. Самоустранившееся от комментариев по процессу и сосредоточившееся на «фактической стороне дела» центральное телевидение оказало медвежью услугу власти: месседж Первого канала и прочих кнопок вкратце можно было бы свести к следующему – вот Ходорковского очередной раз судят, а мы и сами не понимаем, почему. Дополняет картину этой медиаразрухи сверхаргрессивная кампания либералов в новых медиа, с которой по интенсивности нельзя сравнить никакие, даже самые громкие кампании НАШИх или МГЕР в блогосфере.
Резюмируя: отказом от «понимающего» публичного сопровождения второго процесса Ходорковского власть сделала несогласным громадный подарок. Закономерным итогом этого провала стало поражение и длительно готовившейся Кремлем медиаатаки на нового единоличного фюрера Триумфальной – Бориса Немцова. Итог вроде бы тщательно спланированной кампании по дискредитации бывшего чиновника и актуального политика-оранжиста оказался прямо противоположный. Кампания привела лишь к дополнительной мобилизации недовольных режимом.