Руководитель
экспертно-аналитического отдела Центра коммуникативных технологий «PRОПАГАНДА»:
Эффективность социальной политики в России средняя.
Она не является низкой в силу того, что нет проблем с бюджетными доходами из-за
нефтяных передоходов. Но в России в принципе отсутствует эффективная система
расходования бюджетных средств, и государство не в состоянии контролировать
степень эффективности и адресности поддержки. Кроме того, многие социальные
выплаты в России крайне низки
(например, размер пособия на ребенка, пенсии), что вызывает раздражение
у широкого слоя населения.
При этом
стабилизационный фонд большей частью неприкосновенен и лоббистская борьба за
освоение его средств пока не завершилась. За рамками, которые предусмотрены
бюджетом, стабилизационный фонд практически не используется. Бюджет не
предусматривает серьезного повышения социальных выплат, поэтому раздражение граждан не снимается.
Реализация социальных нацпроектов проходит с
переменным успехом. В частности, реформирование образования и здравоохранения
наталкиваются на достаточно серьезное сопротивление преподавательской и
медицинской среды. Не
существует и четкой программы действий: заявляются приоритеты, либо
пропагандистские инициативы. Нацпроекты сталкиваются с угрозой перерождения в
чисто пропагандистские проекты, и у власти существует очень высокий соблазн
ограничиться одной их имиджевой составляющей. Более серьезной реструктуризации
образования и здравоохранения пока не предъявлено.
Путин обязательно затронет социально значимые вопросы
в своем послании Федеральному Собранию. Но в чем здесь проблема? Раньше, при Ельцине, в силу его физических
возможностей, текст выступления перед парламентом и текст послания Федеральному
Собранию не освещался. Президент ограничивался небольшим выступлением, а
послание было многостраничным документом, содержавшим программу действий.
Владимир Путин полностью читает послание сам, и оно является больше имиджевым
документом и не содержит той программы действий, которая, например, была в
послании президента 1997 года. Само по себе обозначение социальных проблем, и
даже демонстрация их приоритетности является важным, но недостаточным условием
для повышения эффективности социальной политики.
Главная разница в проведении социальной политики при
Ельцине и сегодня в том, что в бюджете объективно больше денег, поэтому не
возникает случаев систематического невыполнения законов, в том числе в ряде субъектов
Федерации. Это главное отличие, но формальные различия, безусловно, есть. Связаны они с
монетизацией льгот и с отменой тех льгот, которые заведомо не выполнялись.
Уровень неудовлетворенности клиентами социальной помощи по-прежнему остается
достаточно высоким.
Сейчас
наблюдается некоторое повышение роста доходов, но оно частично
девальвируется ростом инфляции, и социально обеспеченные граждане (средний
класс) более серьезно озабочены, например, ростом цен на недвижимость, за
которым рост их доходов не успевает. Если не учитывать тему недвижимости, то
уровень доходов граждан действительно вырос. Другое дело, что это касается
больше работающих граждан, нежели социально незащищенных.
Инициатива по увеличению пенсий до прожиточного
минимума, безусловно, связана с грядущими выборами. Другое дело, что программы социальной
популистской активности в преддверии 2008 года пока нет. На 2008 год намечены
как довольно популярные решения (повышение пенсий до прожиточного минимума),
так и непопулярные и труднопредсказуемые по своим последствиям (например, отмена ряда
отсрочек от службы в армии).
Безусловно, решение о повышении пенсий смягчит социальную ситуацию в обществе и
повысит шансы кандидатов от партии власти на выборах 2008 года. Армейская тема, как
мне кажется, недостаточно значима для граждан, и недостаточно мобилизующая для
социальных протестов – это не монетизация льгот. Скорее, угрозу содержит в себе
изменение земельного и жилищного законодательства.
На ближайшие полгода я не вижу серьезных мобилизующих
поводов для масштабных социальных акций. На больший срок я бы не взялся
спрогнозировать.