Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии:
Конфликт в отношениях Следственного комитета и Генпрокуратуры был заложен с самого начала, потому что само обособление СК от прокуратуры стало в существенной степени результатом жесткой аппаратной борьбы. Также с самого начала этот конфликт существовал на уровне руководителей ведомств. При этом я не берусь судить, носил ли он какой-то личный, политический или сугубо аппаратный ведомственный характер. Но даже ведомственных причин и факторов достаточно для того, чтобы этот конфликт воспроизводился, потому что единая структура стала двумя разными ведомствами. Кроме того, они не могут руководствоваться принципом взаимного невмешательства, потому что с точки зрения функционала та же самая прокуратура должна именно что вмешиваться и надзирать.
При этом СК было поручено разбирательство в отношении прокурорских в связи со скандалом по игорным домам. Примечательно, что несколько уголовных дел, возбужденных по факту вскрытия сети подпольных казино, были закрыты по настоянию той же прокуратуры, и это, судя по всему, стало фактором перехода конфликта на следующий виток. То есть СК в ответ дал понять, что не намерен спускать это дело на тормозах.
Конфликт был публично замечен президентом Медведевым, который сформулировал сложносовместимые требования к обоим ведомствам. Во-первых, президент потребовал прекратить эскалацию самого аппаратного конфликта и тем более не пускать его в публичное пространство. Во-вторых, дал указание довести до конца расследование дела по игорным домам. Но коль скоро расследование идет жестко и последовательно, то происходит и ведомственный конфликт, который становится публичным, потому что дело громкое. К тому же сам президент придал этому делу максимально резонансный характер. Поэтому одновременно соблюсти два требования Медведева лично мне кажется проблематичным, и неудивительно, что это не удается тому же самому СК. В данном случае руководство ведомства, вероятно, сочло приоритетным требование о доведении уголовного дела до конца над требованием невынесения сора из избы.
Возможна ли в контексте этого конфликта смена глав Генпрокуратуры и СК? Вполне вероятным считается, что не произойдет переназначение Юрия Чайки, чей срок полномочий истекает летом этого года. А вот судьба Бастрыкина под большим вопросом. Вполне возможно, что руководство сделает все необходимое для того, чтобы уход Чайки не выглядел как однозначная аппаратная победа СК. Но пока это домыслы, и вполне возможно, что президент скажет всем: «Работайте дальше».