Виктор Милитарев, вице-президент Института национальной стратегии:
В принципе мне нравится инициатива Медведева о создании «большого правительства». Это продолжение начавшейся несколько лет назад моды создавать при министерствах и ведомствах общественные советы. Я подобные идеи поддерживаю. Я действительно уверен, что, к сожалению, гражданское общество у нас снизу создается очень медленно и тяжело, и помощь государства в структурировании гражданского общества нужна.
Вопрос-то в другом. Не знаю как в других регионах России, но в Москве муниципальные органы довольно сильно сфальсифицированы. То есть, на мой взгляд, нынешняя городская дума откровенно незаконна. Районные муниципальные собрания еще более-менее ничего, но лишены всех полномочий, которые должны быть у муниципальной власти. Общественность у нас существует, другое дело, что ее очень мало.
Я много раз говорил, что это позор, когда градозащитный митинг или митинг экологов собирает максимум 500 человек. Один раз Чириковой удалось собрать больше – 2 тысячи человек, но потому что там Шевчук спел. Еще раз 2 тысячи человек удалось собрать Рахматулину, потому что на него пришли татары, которые были против сноса соборной мечети. Но на пикеты против точечной застройки или сноса памятников приходится собирать активистов со всей Москвы, потому что со двора защищать свой дом выходит три человека, а остальные сидят по квартирам и говорят «все бесполезно». В этом смысле общественности мало. Но вопрос не только в том, что нас мало, а в том, готова ли власть взаимодействовать именно с этой реальной общественностью, а не с так называемой официальной общественностью, которая никого не представляет и никакой активности не проявляет.
Это вот, собственно, и есть самый главный вопрос. Но, судя по тому, что Медведев выдвинул в Общественную палату представителя Архнадзора, который является реальной общественной организацией, я, исходя из презумпции доверия, могу предположить, что у него что-нибудь получится.
Но в целом базовый вопрос здесь упирается именно в то, что у нас представительные и муниципальные органы власти не могут работать с людьми. Лужков проводил сознательную политику на то, чтобы местными депутатами были лица, являющиеся "выразителями интересами народа" и "хорошими людьми по профессии": главврачи поликлиник, директора школ и все такое прочее. То есть люди, самым серьезным образом зависящие от городских властей. Общественность у нас есть, но ее мало. Я не знаю, готова ли власть реально работать с той общественностью, какая есть, а не с ее фиктивными заменами, выслушивать нелицеприятную критику по конкретным вопросам, и налаживать взаимодействие. Если да, то проект хороший. Я сам выдвигаю подобные проекты с начала 90-х, и то, что власть начинает действовать в этом направлении, мне нравится. Но получится ли, не будет ли все это липой, этого пока сказать невозможно.