Леонтий Бызов, старший научный сотрудник Института социологии РАН:
Что касается перехода Суркова из администрации президента в правительство, то тут все ясно. Это архитектор всей политической системы, которая худо-бедно работала последние 10 лет, и было бы глупо начинать политическую реформу, сохраняя Суркова на прежней должности. Поэтому уход Суркова совершенно понятен. Разумеется, работа в правительстве для него - это почетная отставка, потому что его роль во внутренней политике была несоразмерна той должности, которую он занимал. Фактически он имел гораздо больше влияния, чем главы администраций при нем. Так что его уход из администрации означает действительно очень серьезную перемену во внутренней политике, к которой больше всего претензий и у общественности, и у политической элиты. Сурков перестанет быть столь влиятельной фигурой.
Что касается Володина, который пришел на место Суркова, то все ожидали его назначения главой администрации. Скорее вызывает удивление то, что главой администрации стал Иванов, который последние четыре года находился в тени и не воспринимался как политическая фигура, которая снова может приобрести какое-то влияние. Я думаю, что он его не приобретет и в значительной степени будет номинальным главой администрации. Реально внутреннюю политику будет формировать Володин.
Другое дело, что Путин судорожно ищет баланс среди элит, который позволил бы ему сохранить влияние на самые разные группировки. Именно с этим, скорее всего, и связано назначение Иванова, который хотя и относится к наиболее мягкой части силового блока Путина, но все-таки представляет именно силовой блок. Путин рискует потерять контроль над очень важной частью элит, которая больше всего заинтересована, кстати говоря, именно в сохранении Путиным политического влияния.
Все произошедшие перестановки, с моей точки зрения, говорят о том, что фактически сохраняется ситуация тандема. Путин политически ослаблен последними событиями, он превращается в хромую утку. Поэтому политический центр управления страной, который будет формироваться в аппарате правительства, по-видимому, будет не менее, а, может быть, даже и более влиятельным в последующую политическую эпоху. Там скапливаются люди, представляющие либеральную часть элит, которые сегодня находится в наступлении.
Сможет ли кремлевская администрация сохранить столь важное значение, которое она имела при Суркове, сказать сложно. Иванов является фигурой лично преданной Путину, но политически слабой, не имеющей ни своей команды, ни своих серьезных политических идей. Поэтому все надежды связаны с фигурой Володина, человека очень амбициозного, стремящегося к власти, к влиянию и располагающего большим влиянием на Путина. Тем не менее, я думаю, что реально вес кремлевской администрации в предстоящую эпоху будет значительно ниже чем, во времена Суркова. Потому что сейчас, как я уже сказал, инициатива политической реформы перешла к команде Медведева и видимо останется за ними, когда все эти люди окопаются в Белом доме и составят окружение будущего премьера.
В любом случае это говорит о том, что ищется новый баланс между либералами, силовиками и другими важными группировками, но вот будет ли он найден и будет ли снова в центре его находится Путин, является на сегодняшний день большим вопросом. Потому что ему несмотря на все перестановки будет чрезвычайно сложно объединить вокруг себя эти элиты.