Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии:
Самая идея вернуться к всенародным выборам губернаторов не плохая, но ее реализация вызывает у меня сомнения. Сначала говорили о неком президентском фильтре. Теперь уже придумали второй – муниципальный. То есть кандидат в губернаторы должен заручиться поддержкой муниципальных депутатов. Что такое муниципальный депутат в субъекте федерации? Это человек, который не работает на постоянной основе. Значит он либо бюджетник, либо предприниматель, и заставить его поддержать того или иного кандидата можно. То есть этот фильтр работать не будет. Более того, он станет очередным поводом для коррупции. Нельзя исключать, что кто-то из депутатов в обмен за свой голос попросит вознаграждение. Поэтому это лишний соблазн для муниципальных депутатов.
Плюс, конечно, этот фильтр противоречит всем нормам разделения властей. Человек выдвигается на пост главы исполнительной власти, и для участия в выборах его должны подержать депутаты, а это представительная власть. Как это понимать? В какой стране мира такое есть? С разделением властей здесь огромнейшие проблемы. Я не исключаю, что по данному поводу будут обращения в Конституционный суд. Равно как и по поводу президентского фильтра.
Предложение не включать в федеральный закон нормы о том, что граждане имеют право участвовать в выборах в порядке самовыдвижения, и чтобы этот вопрос решали сами регионы, тоже нонсенс для федеративного государства. Как правило, подобного рода нормы как раз и устанавливаются федеральным законом. Достаточно посмотреть на соответствующий закон в Германии или США. В тех же США могут быть самовыдвиженцы, другое дело, что в условиях двухпартийной системы им ничего не светит и таких прецедентов не было.
Норма о том, чтобы кандидатов выдвигали партии, опять же несет в себе коррупционную составляющую. Скоро у нас появится множество разных партий и почему бы каким-то из них не заняться раскруткой того или иного кандидата за деньги? В общем, все эти поправки ни к чему хорошему не приведут.
Таким образом, эти два фильтра плюс максимальное снижение вероятности появления самовыдвиженцев выхолащивает саму идею выборности руководителей исполнительной власти в регионах. Законодателям и тем, кто инициировал этот законопроект, надо было внимательнее изучать мировой опыт, там не все так глупо устроено, как это иногда кажется из Москвы.
Ничего нового здесь не будет. Будет работать та же схема, только нам покажут, как говорится, вид сбоку. Губернатора теперь избирают, но чтобы он смог стать кандидатом, ему надо заручиться либо поддержкой муниципальных депутатов, либо административным ресурсом. Понятное дело, что при такой схеме муниципальный депутат становится самым несчастным человеком, несчастнее людей я просто представить себе не могу.
При такой схеме нужно вводить двухтуровую систему выборов. Надо возвращать порог явки, вводить графу «против всех». Если будут фильтры на уровне президента и муниципалитетов, то вполне логично наличие такой графы. Вы отфильтровали человека, который мне нравится. И что теперь? Мне на выборы не ходить? А я хочу. Дайте мне графу «против всех». Это тоже конституционная норма. То есть законопроект содержит, мягко скажем, очень много нехороших вещей, которые конечно не превратят нашу страну в нормальное федеративное государство.