Павел Святенков, политолог, член «Русского клуба»:
Основной линией политики Медведева на посту президента была попытка не столько решения скопившихся перед обществом проблем, сколько попытка отложить эти проблемы в долгий ящик. Те реформы, которые Медведев вводил, при всем внешнем либерализме были скорее имитационными. Ну, например, известно, что у нас существовал барьер на выборах в Государственную Думу в 7%. Медведев предложил поправки, в соответствии с которыми партии, которые наберут 5% на выборах, получат в Думе одно-два места. Эта бессмысленная уступка долгое время преподносилась как свидетельство необычайной либеральности курса президента. Однако как только начались протесты, эта мера мгновенно была отменена, и барьер снизили с 7 до 5% без каких-либо особенных проблем.
Те же решения, которые были реально приняты при Медведеве, преследовали целью скорее закручивание гаек, чем приписываемую ему либерализацию. Речь идет прежде всего об увеличении срока полномочий президента с 4 до шести лет, об увеличении срока полномочий Госдумы с четырех до пяти лет, о том, что Конституционный суд лишается права избирать своего председателя. Это право закрепили за Советом Федерации, который будет избирать председателя КС по представлению главы государства.
Так что медведевское правление – это попытка водить общество за нос, имитировать реформы, при том, что реальные проблемы продолжали накапливаться. Даже когда Медведев под давлением протестов выдвинул ряд инициатив, которые теоретически должны были быть некими шагами навстречу пожеланиям избирателей, мы увидели определенную неустойчивость, неуверенность власти, желание, в конце концов, отменить все реформы. Вспомним, например, обещание вернуть прямые выборы губернаторов. С одной стороны, эти прямые выборы официально были провозглашены, с другой стороны, провозглашение выборов сопровождалось введением двух фильтров – президентского и муниципального, которые станут серьезным препятствием для оппозиционных кандидатов.
То есть в целом Медведев президентство – это такая имитация либерализма как для Запада, так и для внутрироссийского общественного мнения.