Павел Святенков, политолог, член правления фонда «Институт развития»:
Эффект от сбора подписей под петициями к президенту США за включение в «список Магнитского» российских законодателей и президента Путина по большей части имиджевый. Он вызвал шок у части российского начальства от сознания того, что их так легко, с помощью петиций можно включить в какие-то списки, лишить зарубежной недвижимости и так далее.
Но воздействие подобных акций, скорее, моральное. Ведь все зависит от позиции Белого дома, а США вряд ли пойдут сегодня на резкое обострение отношений с Россией, хотя бы потому, что есть и другие проблемы, прежде всего, ситуация на Ближнем Востоке, которая сейчас у США стоит в числе главных приоритетов.
Поэтому можно допустить обмен жесткой риторикой между Россией и Соединенными Штатами, но существенного осложнения отношений не будет. Хотя закон и принят американским конгрессом, никакого оглашения «списка Магнитского» и внесения в него конкретных личностей не произошло. Скорее всего, это будет сделано, но в такой список не войдет ни Владимир Путин, ни другие представители высшего российского руководства.
Что касается авторства петиций на сайте Белого дома, то оно, видимо, российское. Этот ресурс открыт для всех пользователей, и ранее он прославился тем, что на нем появились петиции о выходе некоторых американских штатов из состава США после завершения выборов. Как легко заметить, реальных последствий эти шаги не вызвали, хотя петиции были крайне популярными. И сейчас кто-то вспомнил об этом механизме и решил воспользоваться им для воздействия на российские власти. Но сам факт существования петиции не обязывает американские власти ее принять.
Это же касается и сбора подписей за роспуск Государственной Думы на сайте «Новой газеты». Юридически роспуск Думы возможен в трех случаях. Если она дважды выразит недоверие правительству, если она откажет правительству в доверии в ситуации, когда правительство поставило вопрос о доверии перед Госдумой, и если депутаты трижды отклонят кандидатуру председателя правительства. В данном случае эта возможность неактуальна, поскольку у нас сейчас есть председатель правительства.
Чтобы сейчас распустить Думу, надо либо отправить Медведева в отставку и три раза предложить некого кандидата, которого депутаты не одобрят, либо получить два вотума недоверия, либо один отклоненный вотум доверия. Чтобы создать такие ситуации и добиться роспуска Думы, нужно буквально за уши тащить депутатов. Причин для этого у властей нет. Другого же юридического механизма для сбора подписей не существует.
То есть этот сбор подписей просто демонстрирует возмущение населения теми вопросами, которые принимает Дума, но с юридической точки зрения президент вполне справедливо может заметить, что у него нет оснований для роспуска парламента. В отличие от Франции, где президент имеет право распустить Национальное собрание фактически когда захочет, в России такого механизма нет.
Главная же опасность подобных действий состоит в том, что протестное движение, которое все уже считали похороненным, внезапно возникнет вновь на почве возмущения деятельностью Государственной Думы, и тут конкретное количество подписей уже не столь важно. Если после праздников на улицы Москвы выйдут десятки тысяч человек, то можно будет говорить о ренессансе протеста, причем, ренессансе, организованном самими же властями.
Именно это сейчас и происходит – «закон Димы Яковлева» вызвал массовые протесты среди городского среднего класса. Если пару недель назад, во время Послания Путина Федеральному собранию, все считали, что протест сдулся, власти победили, то сейчас мы имеем новый всплеск протестной активности на уровне прошлого года, по крайней мере, в блогах, и только предстоящие новогодние каникулы сдерживают ее от того, чтобы вылиться на улицы.