Александр Прудник, старший научный сотрудник Института социологии РАН:
Резкое увеличение числа политических партий – это одна из технологий команды Кремля, отвечающей за организацию и проведение выборов. Эта технология заключается в том, чтобы размыть электорат между мелкими партиями, в результате чего самые крупные партии, которые пройдут в Думу, будут забирать весь электоральный ресурс. Три-четыре партии, за которые проголосовало пятнадцать-двадцать процентов избирателей, распределят между собой все места в парламенте и будут действовать от имени восьмидесяти миллионов избирателей.
Такая ситуация выгодна, в первую очередь, партии власти, которая будет доминировать на политической арене, получая с минимальными усилиями большинство в составе Думы. Поэтому резкое увеличение числа партий – технологически выверенный ход.
Вторая сторона вопроса состоит в том, что чем больше партий, тем сложней сориентироваться избирателю, тем трудней ему чисто физически провести голосование. Одно дело, когда в бюллетене пять-шесть партий с четко обозначенным названием и тройкой лидеров, и совсем другое, когда перед тобой «простыня» с шестьюдесятью-восьмьюдесятью, а то и со ста партиями. Даже физически будет очень трудно просмотреть весь список и найти нужную партию за номером, скажем, восемьдесят два. Многие люди, не привыкшие работать с таблицами, с текстами, с большим объемом информации, будут теряться на избирательном участке, держа в руках бюллетень.
И теперь Центризбирком предлагает еще одно усложнение для избирателя – ввести номерное обозначение партий. Имея перед глазами только номера партий, большая часть избирателей вообще потеряет всякую ориентацию и голосование будет носить чисто статистический характер. Три-четыре узнаваемых бренда будут выбираться более или менее осознанно, все же остальное – в случайном порядке. Это открывает беспредельное поле для манипуляций и фальсификации результатов выборов.
Поэтому в данном случае, говоря, что ЦИК занял позицию, противоположную позиции Кремля и партии власти, надо понимать, что это противостояние носит чисто игровой, демонстративный характер.
Если бы непосредственно Кремль выступил с инициативой заменить названия, логотипы и имена лидеров партий номерами, все бы ахнули и сказали, что это путь к совершенно беспардонной фальсификации волеизъявления граждан. А когда с таким предложением, якобы выражая интересы самих избирателей, выступает Центризбирком, дискутируя с Кремлем, то возникает впечатление, что мотивация здесь совершенно другая.
Но тематика дискуссий в России определяется в том же самом центре, в котором создаются все политические партии.