Леонтий Бызов, руководитель отдела социально-политического анализа Всероссийского центра изучения общественного мнения:
Вне всякого сомнения, РПЦ является организацией, претендующей в обществе на место не только духовное, но и политическое. И как всякая организация, претендующая на политическую роль, она имеет и определенных противников. Пытаясь расширить свое влияние на общество с помощью политики, церковь сама подставляется под удар. Одно дело соблюдать ритуалы – никто не будет оспаривать, так их нужно проводить, или иначе, а когда церковь начинает заниматься политикой, как любой политический субъект, любая политическая партия или любой политический лидер, она находит и сторонников, и противников.
Поэтому можно сказать, что церковь сама заплыла в те воды, где ей не гарантировано отсутствие нападок, противоборства. Эту борьбу мы видим, но это совершенно естественное в современном мире явление. Точно так же многие исламские организации, очень серьезно ушедшие в сторону от ислама в сторону политики, имеют серьезных врагов. Это нужно воспринимать как должное и быть к этому готовым. На мой взгляд, руководство РПЦ оказалось к этому неготовым, удивилось появлению таких нападок и, прямо скажем, не научилось на них достойно отвечать, скорей просто огрызаясь. Но раз уж ввязались в борьбу, надо бороться и доказывать свою правоту, а не апеллировать к власти, мол, нас обижают.
Надо сказать, что церковь, устраивая «антилиберальные молебны» во время путинской избирательной кампании и непосредственно после ее, сама бросила вызов всем людям с либеральными убеждениями, объявив их в какой-то мере людьми второго сорта. Стоит ли удивляться, что значительная часть либеральной общественности не готова это церкви простить и воспринимает ее как своего политического противника. Не думаю, что это был правильный ход со стороны церкви – нападать на либеральную общественность и вообще на либеральный образ мыслей. Церковь должна объединять граждан, а не разъединять по идеологическому принципу. Поэтому в конфронтации вина и нападающих, и самой церкви одинакова.
Показанный вчера на НТВ фильм «Не верю» - это часть той же идеологической кампании, что была начата фильмами «Анатомия протеста». Есть силы, которые пытаются защитить РПЦ, иногда корректно, иногда некорректно. В этом фильме не очень корректно смешаны совершенно разноплановые вещи, потому что нельзя критику наших иерархов, патриарха и людей из его окружения, которые иногда позволяют себе крайне сомнительные и бестактные высказывания, целиком рассматривать как нападки на церковь, а всех, кто критикует патриарха, считать врагами православия, врагами церкви. Иногда совсем наоборот – люди глубоко верующие, сочувствующие православию как религии, считают, что эти церковные иерархи «подставляют» веру и церковь, вызывая активное противодействие.
А в фильме «Не верю» все несколько демагогически свалено в одну кучу, потому что действительно есть очень хорошие батюшки, которые усыновляют детей, и никто против этого не возражает. А когда люди критикуют патриарха за историю с часами или за расправу с группой «Pussy riot», то это еще не значит, что эти люди выступают против батюшек, церкви и духовности.
В церкви, как в любом сложном организме, есть пласты, которые достойны поощрения, а есть те, что достойны критики. И к критике нужно научиться относиться достойно и отвечать на нее по существу.