Игорь Даченков, генеральный директор Агентства массовых коммуникаций «Регион Медиа»:
Вряд ли можно согласиться с мнением авторов фильма «Не верю» на НТВ о том, что информационные атаки на церковь организуют «оплаченные блогеры и политтехнологи», все-таки у политтехнологов другая миссия и другая функциональная задача. Они в большей степени связаны с политическими процессами, больше привязаны к выборным технологиям, к партстроительству, к конкурентному персональному позиционированию.
Конечно, вероятно, что среди политтехнологов есть воинствующие атеисты, которые могут заниматься борьбой с церковью по убеждениям, в частном порядке, но вряд ли можно считать это явление массовым и системным. И я бы воздержался от выводов о том, что эта работа носит некий коммерческий системный характер, представляет какой-то отдельный коммерческий проект.
Что касается блогеров, то ничто нельзя сбрасывать со счетов, однако за утверждениями о их причастности к этим нападкам на церковь видна некоторая гиперболизация этого явления. Вряд ли какой-то адекватный вменяемый человек будет заниматься этим с точки зрения координат «заказчик-исполнитель», пусть даже речь идет об условном контракте и поэтапной оплате этой работы.
Наверное, стоит говорить о людях, которых по убеждениям что-то не устраивает, которые зачастую критикуют Русскую православную церковь. Но заявлять о существовании какого-то круга врагов, который нанимает свору писак, системно атакующих РПЦ, это не совсем корректно.
Что касается отец высказываний отца Всеволода Чаплина об адекватности представленной в фильме информации, то он человек, безусловно, известный и активный, несмотря на то, что имеет священнический сан. Его задача – всяческим образом охранять и оберегать репутацию Русской православной церкви и ее высших иерархов. С этой миссией он, несомненно, справляется. Но я всегда сторонился теорий масштабных заговоров, поисков врага и так далее.
На мой взгляд, авторы таких концепций выполняют определенную миссию – отвлечь массовое сознание от каких-то явлений, переключить их на другие темы, заставить думать в определенные моменты не о насущных проблемах, связанных с политическим строем, с социальными проблемами, а на иные темы, управляя таким образом общественным сознанием. Поэтому, конечно, церковь, в том числе Русская православная, переживает сложные времена, поскольку происходит некая ревизия отношений общества и церкви. Но поскольку у нас светское государство, то я считаю, что этот диалог и эта оценка вполне возможны и вполне нормальны. Другой вопрос, что можно вдаваться в одну крайность и в другую. И я как человек верующий считаю, что гиперболизация этого явления ничего хорошего не несет. С другой стороны, клерикализм, который нам пытаются сейчас каким-то образом навязать, я тоже не одобряю, как и точку зрения о том, что сейчас рушатся все церковные устои и происходит страшная драма.
Что касается фильма «Не верю» и фильмов «Анатомия протеста», то их, несомненно, можно считать звеньями одной цепи. Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно. Если на телеэкране, причем, на одном и том же телеканале с определенной периодичностью выходят материалы подобного плана, то можно говорить о том, что реализуется определенная линия, а значит, на это есть политическая воля. Хорошо это или плохо – время покажет.