Александр Прудник, старший научный сотрудник Института социологии РАН:
Решение Генпрокуратуры провести проверку деятельности Центральной избирательной комиссии по запросу депутата от ЛДПР при всей своей беспрецедентности является от начала до конца политически мотивированным. Подобного рода решения никогда не принимаются на основании формальных юридических признаков, а всегда связаны с политическими отношениями и соотношением сил во власти.
Встает вопрос – почему подобный шаг предпринят именно сейчас?
На современном этапе развития российского общества зафиксирован нижайший уровень доверия к результатам всех выборов. Население (даже те избиратели, которые голосовали за партию власти) считает, что выборы были сфальсифицированы, что официальные результаты выборов не соответствуют реальному голосованию. Из-за этого в обществе накапливается критически опасный потенциал недоверия к властным структурам, плюс к тому поставлена под вопрос сама легитимность власти, органы которой формируются нелегитимно. Правящая элита, в том числе руководство страны должны были на это отреагировать.
Первоначальная реакция была связана с массовыми публичными протестами, и решение вернуть выборы мэров и губернаторов отражало именно эту спонтанную растерянную реакцию власти. Затем растерянность прошла, поэтому начатые реформы постепенно сворачиваются, этот путь является для правящей элиты неприемлемым. С другой стороны, она понимает, что проблема осталась. Поэтому использование таких формальных юридических процедур, причем, вынесенных в публичное информационное пространство, является средством регуляции общественного недовольства избирательным процессом. То есть, будут демонстрироваться признаки того, что государство реагирует на это недовольство и на конкретные случаи грубых нарушений. Таким образом, будет предпринята попытка снизить градус накала общественного недовольства.
Что следует ожидать в связи с этой проверкой Генпрокуратуры? Все будет сделано в лучших советских традициях. Будет указано, что избирательные комиссии в целом работают в соответствии с законодательством, соблюдая нормы и правила. Но, вместе с тем, будет отмечен и ряд недостатков. Скорее всего, кто-то будет и демонстративно наказан в административном порядке.
Общество постараются подвести к мысли, что власть легитимна, поскольку имеющиеся нарушения не повлияли на конечный результат волеизъявления избирателя, а с другой стороны, что власть не мирится с реальными нарушениями. Предполагается, что это должно успокоить граждан, которые непосредственно сталкивались с фальсификацией выборов.
Избранная тактика в конце концов к желаемому результату не приведет, поскольку настроение общества сейчас никак не связано ни с какими действиями властей. Просто-напросто общество вошло в стадию, когда уровень доверия к власти и степень принятия самой власти становится все более и более низким. У общества снизу идет социальный заказ не на то, чтобы проверялись частные недостатки, а на глобальные изменения в политической системе страны в целом.