Вячеслав Данилов, редактор сайта Liberty.ru:
Переименование улиц и городов - традиционная забава российских политиков. Это уже неотъемлемая часть российской политической культуры. Мы переименовывали, переименовываем и переименовывать будем. От желания навсегда "зафиксировать знаки" нас спасает представление о действительности как о своего рода "телевизоре", где единственной функции означаемого – именно того, что демонстрируется прямо сейчас на "экране", – соответствует конкуренция из массы разнообразных означающих, на любой практически вкус. На "первой кнопке" сегодня Волгоград, но кто-то хочет повернуть барабан влево, на телеканал "Сталинград", а придут казаки, и потребуют повернуть вправо - на "Царицын". Если не найдется еще желающих поучаствовать в тендере.
Российская политика – это политика, воплощающая (пост)структуралистские мечты об окончательном разрыве означающего и означаемого. Я бы сказал, что она является признанием, что сам разрыв между знаком и референтом носит политический характер.
Дмитрий Рогозин в общем-то прав, что история-для-туристов создается посредством манипуляции знаками. Но в этом моменте (по меньшей мере для такого "патриота" как он) нужно быть осторожным, поскольку политика инвестиций, политика туризма, может превратить Волгоград/Сталинград как место памяти в туристический бриколаж, наподобие нынешнего Освенцима, – поместить его в пространства, где потоки капитала и людей профанируют значение места.
Рогозин пытается спрятать свой сталинизм под рыночными вывесками. Но в таком случае, является ли он сам сталинистом? – вот вопрос. В этом конкретном случае стыдливого алиби мы видим, каким образом имя Сталина вновь профанируется образом эффективного менеджера. Сталинизм и его священные ужасы – от одних лагерей до победы над другими лагерями – оказывается помещенным в рамки квазирационального, которое тебе голосом выпускника МВА говорит: "Никакой трагедии, это просто менеджмент". И, разумеется, никакого величия.
Я полагаю, что подлинно сталинистская позиция в данном вопросе не может быть выражена эвфемизмами. Сталин – не "эффективный менеджер" туристских потоков в бывший Царицын, или, по меньшей мере, – не только. Сталин – это собственное имя возвышенного объекта идеологии. Наивная попытка оправдать переименование Волгограда в Сталинград "туристическими инвестициями" свидетельствует лишь о том, что изнанкой деидеологизированной, и кажущейся такой натуральной, логики современного постфордистского капитализма является извращенный сталинизм.