Павел Святенков, политолог, член правления фонда «Институт развития»:
На данный момент Кремль, похоже решил сохранить прямые выборы глав регионов. В связи с этим встал вопрос о том, насколько избираемыми являются нынешние руководители регионов, северокавказских в том числе. Буквально месяц назад назначен новый президент Дагестана, Рамазан Абдулатипов, который является достаточно авторитетной фигурой, и назначен, видимо, именно потому, что способен одержать победу на президентских выборах.
Думаю, если произойдет смена руководителей и других кавказских республик, то-это будет продиктовано той же логикой. Все ли нынешние руководители на Кавказе, кроме Кадырова, неизбираемы? В том материале, который сегодня появился на РБК, говорится в первую очередь о Юнус-Беке Евкурове, который недавно в одном из интервью говорил, что выступает за назначение, то есть, по всей видимости, к выборам не готов. Если Кремль принимает решение, что главы субъектов федерации избираются, то он должен отправить в отставку тех руководителей, которые, скорее всего, не будут избраны. Или же поддерживать губернатора, несмотря на его низкий рейтинг и прилагать усилия к тому, чтобы он был избран. Сложность состоит еще и в том, что для такого региона как Ингушетия, трудно подобрать человека, который был бы с легкостью избран.
Понятно, что выборы на Кавказе = это всегда кризисная ситуация, поскольку Кавказ находится на той же точке развития, что и государства третьего мира. Выборы в этом регионе приведут к росту напряженности. Но Кремль должен определиться – либо он вводит повсеместное назначение губернаторов, сталкиваясь с населением основной части России, живущим за пределами Северного Кавказа, либо ввести выборы везде. Третий вариант – ввести везде выборы, а на Кавказе назначение губернаторов, – тоже обсуждался, но руководство страны пока не решилось на него, опасаясь, что подобная мера нарушит единство государства. Видимо, в Кремле считают, что смогут провести контролируемые выборы президентов северокавказских республик, добившись нужного результата, несмотря на угрозу дестабилизации.