Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии:
В связи с публикациями о возможности назначения Дмитрия Медведева руководителем объединенной структуры, которая может быть создана путем слияния Конституционного, Верховного и Арбитражного судов, надо сказать, что кампании, направленные на расшатывание позиций премьера, не удивляют, они являются достаточно регулярными.
И это говорит на данный момент, с одной стороны, об уязвимости позиций премьера, а с другой – об усилении этих позиций. Ведь проблемой для тех, кто заказывает эти кампании, является то, что Медведев не является техническим премьером и не видит себя таковым. Он имеет автономию в принятии решений, в том числе по серьезным вопросам, имеющим значительное финансовое и политическое измерение. Именно по этой причине Медведев и оказывается объектом таких тестов на прочность.
Но пока никаких предпосылок для отставки правительства нет, главным образом по двум причинам.
Первая – с точки зрения политических позиций президента, такой необходимости нет. Возможно, об этом стали бы серьезно задумываться в случае раскола элит или серьезного политического кризиса, признаков чего пока не наблюдается – есть клановые конфликты, но не раскол элит, есть политические брожения, но не острая фаза кризиса.
И второе – даже если бы политический мотив возник, нужно выстроить информационную картину таким образом, чтобы гипотетическая отставка правительства приносила какие-то политические бонусы главе государства. Сейчас этого также нет. В общественном мнении правительство не воспринимается как субъект ответственности, отдельный от Кремля. Людей убеждали, что у нас вертикаль власти – они в это поверили, несмотря на то, что реальная картина намного сложней.
Поэтому для того, чтобы гипотетическая отставка правительства приносила президенту какие-то очки, нужно сформировать определенную культуру восприятия правительства как субъекта политической ответственности, либо, в более простом варианте, сделать его ответственным за какое-то количество проблем. Пока этого не произошло, хотя не исключено, что этап переориентации части ответственности на правительство уже начался.
Мне кажется, что пока президента устраивает сложившаяся система сдержек и противовесов, когда премьер находится в ситуации вынужденной обороны и менять этот баланс сил, выстраивать новый для него нет резона.
Что касается собственно идеи объединения Верховного, Конституционного и Арбитражного судов, то на высоком политическом уровне подобные инициативы уже опровергались. Необходимость в таком объединении, наверное, отсутствует. Но если исходить из идеи создания плацдарма для политического тяжеловеса, то пост руководителя объединенного суда может быть хорошим решением. Но это нужно воспринимать не как попытку улучшения работы судебной ветви власти, а именно как решение для того, чтобы пристроить нужного политика. И в этом случае фигура Медведева приходит на ум в первую очередь. Но еще раз повторюсь – для отставки правительства сегодня оснований явно недостаточно.