Леонтий Бызов, руководитель отдела социально-политического анализа Всероссийского центра изучения общественного мнения:
В рамках перестройки политической системы предполагается – и это видно по действиям администрации президента – существенная диверсификация политических сил, участвующих во власти.
Сегодня «Единая Россия» находится под боем, и власть предпринимает усилия к тому, чтобы вывести партию власти из-под негативного имиджа «Единой России». И поэтому если раньше губернаторов почти насильно, независимо от их взглядов и симпатий сгоняли в эту партию, то теперь будет поощряться, напротив, некоторое дистанцирование от «Единой России». Губернаторам будет предложено быть либо независимыми, либо вступать в другие политические партии, которые входят в кремлевский пул (то есть, парламентские, включая КПРФ).
Поэтому мы увидим рост числа представителей этих партий на губернаторских должностях (возможно, это коснется даже ЛДПР, которая испытывает серьезный кадровый голод). В меньшей степени нововведения коснутся либеральной оппозиции. Хотя у нас есть прецедент – Никита Белых, но мы видим, что его деятельность Кремль не очень устраивает. Но думские партии будут делить с «Единой Россией» ответственность за действия власти, причем, очень может быть, что в какой-то степени они все будут состоять в Народном фронте (если он останется движением, а не партией).
Все это будет способствовать тому, что Путин, как лидер партии власти, будет опираться не на «Единую Россию», а на более широкую коалицию близких ей сил. (Хотя все это из серии «из той же бочки наливали», и разницы тут большой нет, тем более что и в «Единую Россию» губернаторы вступали чаще всего не по каким-то убеждениям, а из чисто прагматических соображений.)
Это вполне реальная политика, контуры которой пока еще только прорисовываются в Кремле, но по мере приближения к губернаторским выборам она будет становиться все более отчетливой.
В результате предпринимаемых действий привлекательность партий парламентской оппозиции для элит повысится, потому что элита в первую очередь занята своими прагматическими соображениями, идейно-ценностная составляющая их меньше всего волнует, они готовы перекраситься во что угодно, если партия будет реальным административным трамплином для их карьеры.
Мы уже видели, как Миронов, который номинально занимал третий по значимости пост в государстве, возглавляя Совет Федерации, привлек за счет этого на местах в свою партию видные административные фигуры. (Чаще всего это были заместители губернатора или мэры, конфликтовавшие с губернатором, то есть, второй эшелон партии власти в регионах, который с удовольствием шел в «Справедливую Россию», поскольку это, с одной стороны, не «Единая Россия», а с другой тоже сегмент партии власти).
То есть, для элит это хороший знак, поскольку они будут себя чувствовать более раскрепощенно.
Что же касается электоральной базы, региональных, низовых отделений, то у них будут проблемы. Это очень хорошо видно по «Справедливой России», где борются две тенденции – компромиссная, сервильная политика, связанная с Мироновым и Левичевым и удобная для Кремля, очень негативно воспринимается отделениями на местах, которые хотели бы видеть партию более оппозиционной силой. Безусловно, на электоральных ресурсах партии это может сказаться (а может и не сказаться) негативно, если снова возникнет какой-то кризис настроений в обществе.
Но в том, чтобы нащупать грань этого компромисса, и состоит политика руководства партии – нужно разделить ответственность с партией власти, но одновременно от нее дистанцироваться. Кто нащупает эту грань, тот и выиграет.