Сергей Марков, проректор РЭУ имени Плеханова, член Общественной палаты РФ, директор Института политических исследований:
Мне кажется, что от прямых выборов глав субъектов федерации откажутся только несколько регионов. Об этом неоднократно заявляли и Путин, и Медведев. По сути дела, речь идет о северокавказских регионах, где сложная этно-конфессиональная ситуация. Первоначально я полагал, что эти изменения коснутся только многоэтнических регионов, таких как Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Дагестан, и не затронет такие моноэтнические территории, как Чечня и Ингушетия. И решение по Ингушетии для меня несколько удивительно, поскольку оно отходит от первоначальной задумки. Но, видимо, было признано, что прямые выборы могут привести к дестабилизации в этом регионе и к попыткам популистских лидеров придти к власти.
Ряд коллег считает, что решение было принято в связи с возможностью победы Руслана Аушева, который остается популярным деятелем. Но я думаю, что это вряд ли так – Аушев системный политик, с ним всегда можно было решить спорный вопрос, к тому же и нынешний глава Ингушетии сам становится весьма популярным руководителем.
Тем не менее, решение по Ингушетии является, на мой взгляд, отходом от первоначального плана. Я понял бы, скорее, если бы прямые выборы были отменены в Адыгее, где сложное соотношение русских и адыгов, причем русских большинство, а у власти находятся адыгейцы. Здесь было бы логично проводить выборы главы республики через парламент, чтобы не допустить столкновений между русскими и адыгейцами. Еще есть две некавказские республики, в которых сложная этноконфессиональная ситуация – это Башкортостан, где примерно треть татар, треть башкир и треть русских, и Тува.
Но все же, хоть отказ от прямых выборов в Ингушетии выпадает из первоначальной схемы, подавляющее большинство российских регионов – более 80 – оставит прямые выборы губернаторов.